15 июля в международном аэропорту города Ашгабат была снята с рейса самолета туркменских авиалиний, вылетающего в Стамбул гражданка Туркменистана Садокат Нуримбетова.
Этническая узбечка С. Нуримбетова является студенткой 2 курса Стамбульского медицинского университета, соответственно у нее действующий турецкий документ ВНЖ-„kimlik“.
5 июня Саодат поехала на родину для оформления нового заграничного паспорта. 10 июля она получила его и приобрела билет на самолет в Стамбул.
При прохождении паспортного контроля в аэропорту двое служащих миграционной службы получив паспорт студентки переглянулись, сказав: “Вот эта девушка“, после чего предложили С.Нуримбетовой пройти в отдельное помещение. Там у нее сняли отпечатки пальцев, затем провели короткую беседу, после чего служащие миграционной службы заявили студентке, что на ее выезд из Туркменистана наложен запрет. На вопрос почему, ей ответили: „Это указание сверху“ При этом девушке посоветовали никуда не ходить и никому не жаловаться. Отдельно подчеркнули, чтобы ее мама не вздумала никуда обращаться.
С. Нуримбетова является дочерью известной туркменской гражданской активистки Хамиды Бабаджановой, отстоявшей в прошлом году право своей престарелой матери Якуджан на совершение поломничества в Мекку .
По словам Хамиды, ее дочь Саодат в настоящий момент все еще находится в здании ашхабадского аэропорта в надежде вылететь все-таки в Стамбул для продолжения учебы, при этом служащие миграционной службы грозят ей внутренней депортацией.
По сведениям наших источников из Лебабского и Дашогузского велаятов, в последнее время участились случаи, когда граждан этих велаятов без обьяснений причин снимают с рейсов за рубеж. На вопрос почему, служащие аэропорта советуют обратиться в миграционную службу по месту проживания. Так же это происходит и при пересечении границы сухопутным путем. Например, запрет на выезд наложен на сестер Х.Бабаджановой, это стало известно когда они попытались выехать в Узбекистан. 5 января на гражданского активиста и юриста из Балканабада Пыгамбергельды Аллабердыев, ранее находившийся в заключении по сфабрикованному уголовному делу, так же был наложен запрет при пересечении границы с Ираном на контрольно-пропускном пункте Баджгиран.
Источники сообщают, что „решить“ вопрос снятия запрета на выезд обходится в пределах 3-5 тыс. долларов, в зависимости от причин запрета. Этим нелегально занимаются специальные „посредники“, которые имеют тесные контакты с соответствующими чиновниками.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.