Во вторник правозащитная организация «Международная амнистия» представила вниманию общественности ежегодный доклад, посвященный ситуации с соблюдением прав человека в мире. Особое внимание уделено центрально-азиатским странам. Региону в тексте доклада посвящена отдельная глава.
В докладе «Международной амнистии» говорится о том, что в странах Европы и Центральной Азии в течение 2005-го года «основные права человека по-прежнему приносились в жертву соображениям безопасности, что негативно влияло на решение той и другой проблемы». По-прежнему не соблюдались права беженцев, ущемлялись права мигрантов. Актуальны такие проблемы, как расизм и дискриминация, насилие в отношении женщин, злоупотребления со стороны должностных лиц и безнаказанность, подавление инакомыслия. Правда, с другой стороны, в странах Европы и Центральной Азии произошли сдвиги в направлении отмены смертной казни. Так, в докладе «Международной амнистии» отмечен относительно положительный опыт Узбекистана в этой связи. «Относительно», потому что: «власти объявили об отмене высшей меры наказания к 2008 году, однако это вряд ли стало утешением для тех, кого как-либо затронула смертная казнь». Правозащитники полагают, что в 2005 году в Узбекистане десятки людей были приговорены к смерти и казнены в рамках уголовно-правовой системы, которая насквозь коррумпирована. «Узбекские власти поступились своими международными обязательствами, казнив по меньшей мере одного осужденного, чье дело рассматривалось в Комитете ООН по правам человека. В какой-то момент они даже убеждали представителей Комитета, что этот человек жив, хотя данные свидетельства о смерти указывали на то, что тремя неделями ранее его казнили», - говорится в докладе «Международной амнистии». Как заявила Айрин Хан – генеральный секретарь Международной Амнистии:
«В Европе и Центральной Азии мы наблюдаем возрождение репрессий старого образца. Возьмем, к примеру, Узбекистан. Мы только что отметили первую годовщину бойни в Андижане. Жертвы все еще не добились там справедливости», - говорит Айрин Хан.
В докладе «Международной амнистии» прослеживается ход событий с момента андижанской трагедии, приводятся свидетельские показания, рассказывается о подробностях происходившего и о расстреле демонстрантов. Процессы, проходившие по делам обвиняемых в организации мятежа, названы правозащитниками несправедливыми, поскольку «правительственные чиновники и государственные средства массовой информации выступали с заявлениями, в которых заранее объявляли подсудимых виновными. Во время предварительного заключения большинство подследственных не имели права общаться с внешним миром, при этом ни один из них не смог по своему выбору воспользоваться услугами адвоката… Имело место запугивание свидетелей защиты». Более того, как говорится в докладе «Международной амнистии», «власти использовали события в Андижане как повод для дальнейшего ограничения политических свобод во имя национальной безопасности и «войны с терроризмом». Десятки активистов гражданского общества, как мужчин, так и женщин (среди них - правозащитники и журналисты, которые пытались документально отразить события 13 мая) подверглись угрозам, нападениям, задержанию, домашнему аресту. Ряд правозащитников, признанных узниками совести, были арестованы по обвинениям в серьезных уголовных преступлениях… 21 мая прошлого года был арестован и помещен под стражу известный правозащитник Саиджахон Зайнабитдинов». Как известно, позднее он был приговорен к семи годам заключения.
В Берлине ежегодный отчет «Международной амнистии» представляла вниманию немецких журналистов и других представителей общественности Барбара Лохбилер - генеральный секретарь немецкой секции организации. Она рассказала, в частности, о том, какие попытки делались правозащитниками обратить внимание, например, немецких политиков на ситуацию в Узбекистане:
«Так, в прошлом году в Германии поправлял здоровье бывший министр внутренних дел Узбекистана Закир Алматов. Мы потребовали от генерального прокурора ФРГ начать в отношении Алматова следствие, поскольку бывший министр внутренних дел несет ответственность за прошлогоднюю бойню в Андижане. Он же несет ответственность за систематическое применение пыток подследственных и издевательства над заключенными в Узбекистане. Кроме нас, начать следствие в отношении Алматова требовали специальные уполномоченные ООН, они были готовы предоставить в распоряжение следствия свои собственные материалы. Но ничего добиться не удалось. В Германии действует закон, согласно которому преступников, виновных в совершении тяжких преступлений, могут судить и на территории ФРГ, даже если обвиняемые являются гражданами другого государства. Но что толку от хорошего закона, если его не применяют?» - задалась вопросом Барбара Лохбилер.
Что касается других государств Центральной Азии, то «Международная амнистия» отмечает нарушения прав человека и там. Причем отчасти эти нарушения также связаны с андижанскими событиями. Так, согласно отчету Киргизия предоставляла возможность получить убежище далеко не всем беженцам из Узбекистана. Многих из тех, кто покинул Узбекистан в страхе быть там задержанным местными правоохранительными органами, высылали из Киргизии.
В Казахстане в прошлом году, как говорится в отчете «Международной амнистии», просители убежища и беженцы из Узбекистана подвергались риску задержания и принудительной высылки. Несколько человек в итоге были принудительно высланы в Узбекистан.
Кроме того, (это уже не имеет отношения к Андижану, но, тем не менее) в Казахстане была ликвидирована оппозиционная партия «Демократический выбор Казахстана», а некоторые из ее членов подверглись краткосрочному задержанию.
Из Таджикистана к правозащитникам «Международной амнистии» в течение 2005-го года поступали сообщения о пытках и жестоком обращении со стороны сотрудников правоохранительных органов республики.
Родственникам осужденных, которых казнили до введения моратория на смертную казнь в 2004 году, так и не была предоставлена информация о том, где захоронены тела их близких.
Для Таджикистана по-прежнему весьма актуальна проблема торговли людьми. Комитет ООН по правам человека призвал руководство республики удвоить усилия в борьбе с этим злом и «со всей тщательностью проконтролировать деятельность соответствующих официальных структур с тем, чтобы не допустить вовлечения государства в торговлю людьми», - говорится в ежегодном отчете организации «Международная амнистия».
По мнению правозащитников, меры, принятые Туркменистаном в ответ на международную критику, оказались недостаточными для того, чтобы хоть как-то улучшить ситуацию с правами человека в стране. Как указывается в докладе «Международной амнистии», в Туркмении религиозные меньшинства, активисты гражданского общества и родственники диссидентов по-прежнему подвергаются преследованию либо лишению свободы, или же были вынуждены эмигрировать из страны за попытки воспользоваться правом на свободу слова. Заключенные, отбывающие наказание за так называемую попытку покушения на главу государства в 2002 году, по-прежнему лишены права переписки и общения с внешним миром.
Это, напомним, были выдержки из ежегодного доклада правозащитной организации «Международная амнистия» и комментарии ее сотрудников.
Дарья Брянцева.
«Немецкая волна»