Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Интернет с петлей на шее.

Интернет с петлей на шее.

В Туркменистане началась очередная волна сегрегации. В этот раз властями общество делится на тех, кто имеет доступ в Интернет, и на тех, у кого такого доступа нет. Так вот, тех, у кого доступа нет, на время оставили в покое и занялись остальными...

Безусловно, для условий Туркменистана число не имеющих Интернета много больше, чем «счастливчиков» первой категории, но именно эта малочисленная категория вновь попала под пристальное внимание властей и почти вся причислена к потенциальным «изменникам» родины. И даже эту малочисленную категорию собственных граждан власти пробуют делить на тех, кто просто мог прочесть и рассказать, что же там пишут о Туркменистане на «вражьих сайтах», и тех, кто сам может что-то об этом написать. Безусловно, те, кто пишет, являются большими врагами, чем те, кто читает. Но и на тех, и этих объявлена охота, и власти сделали все, чтобы и тем, и другим перекрыть все возможности и писать, и читать.

Первым делом по указанию властей сотрудники двух дружественных ведомств — Министерства национальной безопасности и Министерства связи Туркменистана разработали новую систему фильтров, которая блокирует возможность посещения неугодных к прочтению сайтов. Список этих Интернет-изданий столь всеобъемлющ, что с территории Туркменистана можно прочесть лишь три-пять сайтов, которые содержатся самими властями. Ну, что нового можно прочесть на сайте, имеющем название «Туркменистан: Золотой век»? То же самое, что и в туркменских газетах. И не нужно для этого подключаться к Интернету. Ну, а все остальное — просто «лишнее» и «чуждое» для туркменского народа. Вот такой мотивчик.

С помощью разных ухищрений ранее удавалось пройти существовавшие фильтры даже во времена самой жесткой цензуры Туркменбаши. Но сейчас были ликвидированы последние бреши в информационной обороне. Решили власти и вопросы с отправкой писем. Теперь и вся переписка фильтруется, даже отправляемая через популярные почтовые сервисы. Содержит ваше письмо какую-то крамолу в отношении туркменских властей или нет, фильтр все проверит по ключевым словам и фразам, письмо будет удалено, а отправитель будет вычислен в течение рабочего дня: в стране даже для доступа к компьютеру в Интернет-кафе нужно предъявить паспорт. Компьютеры, обеспечивающие общественный доступ к Интернету в нескольких ресурсных центрах международных программ, по настоянию туркменских властей тоже были переведены на канал связи единственного провайдера «Туркментелеком». Значит, тоже попали под действие тех самых фильтров. Но власти пошли дальше. Во все иностранные коммерческие фирмы, представительства международных программ, имеющие независимые каналы доступа к Интернету, поступили «просьбы» о блокировании целого набора «вредных» сайтов и ограничении доступа к Интернету местных сотрудников, в принципе.

И эти действия властей проходят на фоне того, что именно широкий доступ к информационным технологиям и Интернету был и остается любимой темой выступлений президента Гурбангулы Бердымухамедова. Интересно, что он не устает пенять министру связи на плохое качество связи, низкую скорость Интернета. Даже запретил сдавать новые здания школ и детских садов (!) без подключения к Интернету и провозгласил интернетизацию страны одним из государственных приоритетов. Но глупо было бы думать, что президент такой либеральный, а церберы работают только в МНБ. Вовсе нет! Достоверно известно, что именно президент поручил поставить все эти фильтры на Интернет и «разобраться» с теми, кто пишет для диссидентских сайтов.

Закрытие свободного доступа к Интернету означает только одно. Власти решили сделать из него еще один инструмент пропаганды и оболванивания собственного народа, этакий аналог «идеологического интранета». Выход во всемирную сеть существует, но он ограничен набором сайтов туркменской разработки и содержания. «Золотой век»!

И вообще, все PR-ходы новой власти, по существу, не отличаются от подобных же ухищрений властей при Ниязове. Так, с большой помпой было объявлено о разрешении подписки на зарубежные СМИ, которая была отменена Ниязовым по понятным соображениям. Но объявленная Бердымухамедовым подписка на зарубежные СМИ стала доступна не всем, а лишь избранному количеству учреждений, которые ограничивают доступ к подписным изданиям хорошо знакомым по советским временам грифом «ДСП — для служебного пользования». А обычные люди за свои же деньги такого права лишены. «Стерилизация» Интернета — это трюк из той же области. Труднее всего стало работать журналистам. Несмотря на то, что права и остальных граждан нарушаются грубым вмешательством в личную жизнь, труд журналистов в условиях Туркменистана связан с пребыванием в состоянии постоянной угрозы. Любая информация, которая может быть истолкована как подрыв государственного строя, может быть положена в основу обвинения. Ну, а после всех технических ухищрений власти любой репортаж из Туркменистана будет репортажем с петлей на шее!

Гуванч Атаев.

Источник : Оазис.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.