Халмурад Гылычдурдыев, 70-летний житель Ашгабада, задержан 23 июня 2004 года тремя работниками Министерства Национальной Безопасности.
С 2001 года Гылычдурдыев не скрывая своего имени дает интервью туркменскому отделению “Радио Свобода”. В целом его выступления не носили политического оттенка, но о произволе туркменских чиновников, о проблемах культуры и искусства он рассказывал открыто. Несколько дней назад Гылычдурдыев был участником круглого стола, организованного Радио Свобода, где ему задали вопрос:” Не боитесь ли вы участвовать в наших передачах?”.
Как стало известно, незадолго до задержания Гылычдурдыву прислали повестку с предписанием явиться в МНБ. Подпись, печать, и фамилия на повестке отсутствовали. Кроме того ему неоднократно звонил офицер из МНБ, представившийся Караевым Довлетмурадом (тел.39 37 98). Гылычдурдыев потребовал оформить повестку официальным образом или предъявить ордер из прокуратуры.
22 июня Гылычдурдыеву была сделана операция на глаза по поводу катаракты. В тот же день к нему домой пришли несколько работников спецслужб и попытались забрать его в МНБ. Один из них назвался Бердыевым, при этом никаких документов представители властей не предъявили. Супруга Гылычдурдыва, Галина, сославшись на перенесенную Халмурадом операцию, указала на необходимость постельного режима для больного. После чего один из офицеров вошел в комнату и убедился в этом.
На следующий день Х. Гылычдурдыев посетил глазную клинику для снятия повязки и процедуры обработки. Сразу после процедуры, в 10 часов утра, трое офицеров прямо из клиники забрали Гылычдурдыева в МНБ. Данный факт подтвердил лечащий врач.
Известно также, что за день до задержания Гылычдурдыеву звонил офицер из МНБ Караев Довлетмурад с требованием явиться в их учреждение на беседу. Гылычдурдыев ответил:” Мы уже с вами несколько раз беседовали. Я ответил на все ваши вопросы. Почему вы меня преследуете? Оставьте меня в покое!”
Нам стало известно, что представители властей требовали от Гылычдурдыева отказаться от сотрудничества с туркменским отделением Радио Свобода.
Вчера родственники Гылычдурдыева обратились в МНБ с просьбой вернуть Халмурада домой для продолжения лечения. Официальные лица в дежурной части МНБ сначала отрицали факт задержания Халмурада Гылычдурдыева. А по поводу офицеров, заходивших домой к Гылычдурдыевым и звонивших Халмураду, то в дежурной части МНБ подтвердили только фамилию офицера Бердыева. Имя, как оказалось, было вымышленным. Караев Довлетмурад же, якобы, в списках работников МНБ вообще не фигурирует. Просидев в дежурной части МНБ до глубокой ночи родственники Гылычдурдыева в конце концов услышали от дежурного офицера:”Идет беседа”. При этом никаких разъяснений дано не было.
Супруга Гылычдурдыева намерена обратиться с письменным заявлением в соответствующие органы.
Справка. Гылычдурдыев Х., специалист с высшим образованием, около 40 лет проработал на киностудии им. Алты Карлиева. После закрытия киностудии он был вынужден открыть частную киностудию. Им снято несколько документальных фильмов, в том числе фильм о Чары Ханамове, герое Социалистического труда, а также документальные ленты о сельском хозяйстве в Туркменистане.
Несколько лет назад Х. Гылычдурдыев неоднократно обращался во все банки и в соответствующие инстанции чтобы произвести конвертацию местной валюты в доллары США, поскольку для выпуска фильмов в прокат необходимо было их доработать в одной из российских киностудий. Однако “его даже не выслушали. Он стучался в закрытые двери”. Гылычдурдыев обращался и в судебные органы на незаконность отказов туркменских чиновников.
Туркменский Хельсинкский фонд 24 июня 2004 г.