Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Международный день прав человека по туркменски.

Международный день прав человека по туркменски.

Сегодня, когда во всем мире отмечается Международный день прав человека, невозможно не вспомнить, что наша родина Туркменистан – это страна, в которой самым грубым образом нарушаются права человека. Практически невозможно указать право гражданина, не подавляемого со стороны диктаторского режима

До тех пор, пока в Туркменистане не будет отстранен от власти маниакальный деспот Ниязов, вряд ли мы узнаем масштабы трагедии, которая постигла Туркменистан и его народ из-за режима Ниязова. Вместе с тем, как бы не были тяжелы горечь утрат и боль переживаний, надо жить, бороться и делать все возможное, чтобы ускорить день, когда на нашей земле такие понятия как демократия, права человека станут основой функционирования туркменского общества.

Туркменский Хельсинский фонд по правам человека в соответствии со своими учредительными документами, силами своих учредителей, членов и активистов пытается отслеживать ситуацию по нарушению прав человека в Туркменистане и информировать об этом мировое сообщество.

Недавно нами был составлен и опубликован список жертв ниязовского геноцида. Этот список постоянно пополняется и уточняется. Поражает хамство и лицемерие, с которым туркменские чиновники, с благословения Ниязова, теряют остатки человеческого достоинства. По их вине страдают не только политические оппоненты Ниязова, но и ни в чем не повинные женщины, дети, старики, люди, осмелившиеся воспользоваться правом на свободу вероисповедания, передвижения, на свободу слова и национальные меньшинства.

Туркменский Хельсинкский Фонд в плане систематического наблюдения за ситуацией в Туркменистане, связанной с правами человека, проводит и в будущем намерен проводить опросы, анкетирование, мониторинги и сбор информации среди населения нашей страны.

К международному дню прав человека Туркменский Хельсинкский Фонд предложил своим членам, проживающим в Туркменистане, провести опрос среди населения. Опрашивались наугад знакомые, соседи и просто прохожие в трех городах страны. В перечень задаваемых вопросов входили:

1.Знаете ли Вы, что 10 декабря Международный день прав человека?

2 Какова ситуация с правами человека в Туркменистане?

3.Какие, на ваш взгляд, права и свободы человека в Туркменистане не соблюдаются?

Предлагаем ознакомиться с ответами туркменских граждан. Имена некоторых из них, по понятным причинам, изменены:

Ашгабат, у магазина “Ýimpaş”. Мелебаев Баллы, 48 лет, вынужден заниматься частным развозом:

1. Знаю что 12 декабря, у нас отмечается День нейтралитета. Раньше был День защиты ребенка, по-моему, летом 1 июня. А про 10 декабря не слышал.

2. Если судить по моим знакомым, соседям, то никаких прав мы не имеем. У нас есть право громко восхвалять нашего президента.

3. Право на труд не соблюдается. У нас нет работы, везде сокращения. Нет биржи труда, куда можно обратиться.

Ашгабатский рынок №2. Мария Б., киоскер, 50 лет:

1. Если подумать логически, то наверное есть такой день, но какого именно числа, я до сих пор не знала. Вот сейчас от вас услышала, буду знать.

2. Вы, наверное, понимаете, что Туркменистан независимая, нейтральная страна. Все газеты пишут, что на данный момент у нас нет никаких проблем. (Немного подумав, добавила,“кроме кадровых: постоянно кого-то снимают с должности министра, а кого-то назначают, и то с испытательным сроком” – прим.ТХФ)

3. Например, право на информацию не соблюдается. Ко мне постоянно приходят русскоязычные, да и другие граждане, и спрашивают российские издания. А у нас этого нет (Тихо добавила, “не разрешено” – прим.ТХФ). Но люди находят выход. Знаю, что в г. Мары большим спросом пользуются старые издания времен перестройки: “Аргументы и факты”, “Здоровье”, “Комсомольская правда” и др. Киоскеры дают их читать на прокат. Я тоже попыталась, но кто-то настучал, пришлось откупаться и после этого торгую только местными газетами. Разбирают программы телепередач, гороскопы, гадания. Остальное берут как оберточный материал.

Мары. Махтумкули Гаипов, пенсионер:

1. Не знаю

2. А какие права, перечислите...Нам Ниязов по телевидению каждый день говорит, что в нашей стране лучше, чем в других. Нет войны, нет убийства, нет голода. Так у нас уже 50 лет нет этого... Хотя, раньше работу можно было найти всегда. В крайнем случае на стройке, на заводе, на фабрике всегда можно было найти работу.

3. Вот у меня 8 детей. Дай бог им здоровья, если бы не они, мы с моей женой давно бы по миру пошли. Такого позора я не выдержу. На мою пенсию можно каждый день покупать хлеб. И все. У туркмен не принято говорить плохо о хлебе, но то, что продают невозможно есть. К сожаленью, и мука из которой мы сами печем хлеб, низкого качества. Такого никогда раньше не было. Туркменскую муку, которую продают под видом высшего сорта, нельзя сравнить даже с мукой третьего сорта советских времен. Живем трудно, потому что из 8 детей работают только трое, а ведь еще и внуков надо кормить, обучать. Люди каждый день в поисках работы, но у нас в велаяте нигде нет никакой, даже неквалифицированной.Слава богу держим кур, корову, сноха каждое утро возит молоко в Ашгабат, на вокзале продает и возвращается. На это и живем.

Ашгабат. Эмир Курбангельдыев, 26 лет, рабочий турецкой фирмы:

1. Не знаю.

2. В Берзенги каждый день в 5 часов утра собирается большая толпа таких как я. И ждут, как подачки, от турецких работодателей хоть какую-то работу. На один день, если повезет на неделю. Доходит до драки, травм. Я пытался целых семь месяцев. Потом, договорился со сторожем, конечно не безвозмездно, и он мне помог.

3. Я инженер, имею высшее образование, но по специальности работу найти не могу. Работая в этой фирме я получил производственную травму, мне турки ничего не возместили, а ругаться с ними я не могу, вышвырнут и все. А куда обратиться? Жаловаться в суд, себе дороже обойдется, государство своих не защищает.

Ашгабат, на остановке в районе Гаудана. Бахтыгуль Караджаева, студентка (институт не указала):

1. Да, это 12 декабря - День Нейтралитета Туркменистана (?!)

2. У нас всем гражданам живется хорошо(?!). В “Рухнама” Ниязов написал, что туркмены самый великий народ.

3. Я сейчас учусь, значит право на образование есть; когда закончу, я буду работать, право на работу тоже будет, потому что я учусь на все пятерки. У нас в институте нет студентов-троечников. (?!) Все учаться на 4 и 5.

Ашгабат, рядом с университетом им. Махтумкули. Знакомый педагог 67 лет., двойное туркмено-российское гражданство, пенсионер, подрабатывает репетиторством (просил не указывать даже свои инициалы):

1. Да знаю - 10 декабря.

2. Официально объявляется, что нормальная. Но я думаю, и вижу, все это мишура. Раньше были какие-то комиссии, профкомы, независимые суды, теперь туркменам очень сложно. Я это знаю по себе. Поэтому я и моя семья не отказываемся от российского гражданства.

3. Точно знаю, что в велаятах уже четвертый месяц не выплачивают вовремя зарплату. Право на образование соблюдается только частично. 9 лет в школе – это не полное образование. Я считаю, что 9-летнее образование введено специально, чтобы наша молодежь не могла разбираться в политике, экономике, и не могла защищать себя. Посмотрите, за время независимости в стране не открыт ни один новый ВУЗ, а срок обучения сокращен до минимума. Это откат страны назад. А то, что всюду воспевают Ниязова и его политику, это только одурманивание молодежи. Думаю будет еще хуже.

Дашогуз, в поликлинике. Светлана Бекиева, медсестра, 35г.:

1. Нет.

2. Говорят, что в других странах хуже. А я имею работу. Хотя нас постоянно сокращают. Но я этого не боюсь. Меня знают все соседи, и если какие-либо проблемы со здоровьем, там укол сделать или посоветовать что-либо, я им помогаю.

3. Вот мой ребенок в этом году заканчивает 9 классов. Поступить он не сможет, там нужны большие деньги, у меня их нет. Совсем недавно молодежь ездила в Россию, Украину, Узбекистан, где учились заочно, и не очень дорого. Мы хотели пойти по этому пути. Но теперь в стране запретили конвертацию, что-то ужасное с визами. Что будем делать, не знаю.

Дашогузский велаят, в очереди к этрапскому врачу. Реджепов Оразмурад, 72 г.:

1. Нет.

2. Право на лечение у нас нет. Лекарства фальшивые, говорят на ашхабадской фармоцевтической фабрике вместо пенициллина, аспирина, амидопирина добавляют мел. Поэтому, наверное, наши лекарства нам не помогают, даже температуру не сбивают. Только всюду говорят, что все хорошо.

3. У меня обнаружили опухоль в голове. Здесь, в поликлинике, говорят нужно ехать в Ашгабат и ложиться на обследование. А где я возьму столько денег. Жена моя уже полгода лежит дома, у нее рак. Все сбережения ушли на ее лечение. Дети давно уже уехали из Туркменистана. Приехать не могут. Да мы сами им не разрешаем возвращаться. Здесь вообще нет никакой возможности работать, учиться. Трудно добиться правды. Вот раньше дети высылали нам почтовые переводы, сюда эти переводы приходили через 2-3 месяца. Но последний перевод, отправленный в июле, до сих пор не дошел. Почему, никто нам не отвечает, гоняют от одного начальника к другому.

Ашгабат. Сары-ага, пенсионер, бывший садовод ВДНХ Туркменистана:

1. Нет.

2. Не знаю.

3. Моя родственница работает на турецкой фабрике, в Гаудане. Недавно к ним пришли из телевидения и брали интервью об отношении людей к прошлогоднему покушению (имеется в виду тщательно подготовленная кампания туркменских СМИ, передававших 25 ноября 2003г. отклики горожан о “ноябрьских 2000 года событиях” - прим.ТХФ). Так вот их руководитель требовал, чтобы работники фабрики проклинали участников ноябрьских событий и восхваляли президента. А потом все это показывали народу. И все время делали упор на проклятия. Моя родственница отказалась. Сейчас у нее большие проблемы. А куда обратиться? Некуда.

Несмотря на то, что в Туркменистане информационный вакуум, от народа ничего нельзя скрыть. Хоть и в несколько искаженном виде, но до людей доходят последние новости из-за рубежа. Все, кого опрашивали, в свою очередь задавали вопросы членам ТХФ: “Это правда, что президенты США и европейских стран обратились к Ниязову и предупредили его, что поступает много жалоб от туркменских граждан?“ По-видимому, имеются в виду последние резолюции международных организаций по ситуации с правами человека в Туркменистане.

Туркменский Хельсинкский Фонд

10 декабря 2003г.

Последние новости

Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и «беспорядках» в Каракалпакстане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и...