Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Туркменистан: опасности, подстерегающие пользователей Сети.

Туркменистан: опасности, подстерегающие пользователей Сети.

Центральное место в небольшом помещении государственного интернет-кафе, расположенного возле моего отеля в пригороде Ашгабата Берзенги, занимает обрамленный гирляндами искусственных цветов массивный портрет президента страны Гурбангулы Бердымухаммедова, с которого тот взирает на полудюжину установленных в зале компьютеров.

На стоящем под портретом столе красуются четыре экземпляра "Рухнамы" – "священной" книги, принадлежащей перу бывшего президента Туркменистана. "Паспорт, пожалуйста", – говорит мне молодая служительница в традиционном вышитом туркменском платье, которые в обязательном порядке должны носить все государственные служащие женского пола. Я пытаюсь посмотреть новости на сайте EurasiaNet и получаю сообщение: "Доступ запрещен".

Местную обстановку вряд ли можно назвать располагающей. Неудивительно, что я – единственный посетитель этого заведения.

Совсем другая атмосфера царит в кафе без всякого названия в ашгабатском микрорайоне "Мир", расположенном за неприметной дверью в подвале обычного советского блочного дома. Здесь под громкие звуки хип-хопа многочисленные подростки общаются в чатах на таких ашгабатских сайтах, как tmchat.ru. Местная сотрудница, тоже молодая девушка, одета в топик на бретельках и шорты, а две девушки у компьютера возле меня объясняют, что они – исполнительницы танца живота и загружают новую музыку для своих танцев.

Когда в начале этого года Бердымухаммедов пришел к власти, он пообещал провести ряд реформ, в частности, вернуть последний, десятый, год обучения в средней школе и удвоить пенсии. Но именно его обещание открыть доступ к сети Интернет для всех граждан страны стало самым явным сигналом, свидетельствующим о его намерении покончить с изоляцией, ставшей отличительной особенностью правления прежнего президента Сапармурата Ниязова.

Но хотя Бердымухаммедов и приступил к воплощению обещанного в первый же год своего прихода к власти, Интернет стал не более доступным, чем он был при Ниязове. В столице страны Ашгабате имеются лишь несколько государственных Интернет-кафе, открывшиеся в марте этого года. Я насчитал пять, но никто, с кем я разговаривал, похоже не знал, сколько всего таких кафе в городе – что типично для страны, страдающей от нехватка информации. Есть также несколько подобных заведений в районных центрах.

Я заходил в Интернет-кафе несколько раз, и каждый раз в помещении, помимо меня, было не больше одного человека, а несколько людей мне сказали, что им не нравится туда ходить.

Самой главной причиной является то, что стоимость пользования интернет-кафе крайне высока для большинства жителей Туркменистана – 90 тыс. манатов в час (около 4 долларов США). "На самом деле нельзя утверждать, что у вас есть доступ к сети Интернет, если люди не могут себе этого позволить", – сказал мне один западный дипломат.

Кроме того, висящий на стене большой портрет президента наводит на мысль, что власти следят за тем, на какие сайты ты заходишь.

"В этих кафе надо предъявлять паспорт, поэтому люди боятся. Они думают, что власти будут наблюдать за ними, когда они будут бродить по Сети", – сказал мне один из местных жителей. (Правда за все три раза, что я был в другом государственном кафе в центре Ашгабата, паспорт у меня никто не спрашивал).

Доступ к некоторым сайтам, в особенности к информационным сайтам о Туркменистане, заблокирован. Помимо EurasiaNet.org, к запретным причислены Ferghana.ru, Centrasia.ru, Prima News и сайт туркменской оппозиции Gunogdar.org. Доступ к сайту "Радио Свобода/Радио Свободная Европа" не заблокирован, а вот к "Голосу Америки" закрыт. Есть и другие очевидные пробелы в установленных правительством фильтрах, например сайт Transitions Online. Доступ также открыт ко всем основным новостным сайтам, таким как "Би-би-си", "Нью-Йорк Таймс" и "Си-эн-эн".

Между тем, и до прихода Бердымухаммедова к власти многие годы существовали гораздо более популярные интернет-салоны, где можно было с гораздо большей свободой побродить по Сети.

Уже несколько лет в Интернет можно выйти в организованных посольством США в Ашгабате и трех-четырех районных центрах "американских уголках".

В этих центрах каждый желающий совершенно бесплатно может получить доступ к любому сайту в сети Интернет (хотя США также требуют новых пользователей предъявить паспорт для регистрации). Здесь подростки тихо переписываются по электронной почте, и царит более спокойная атмосфера, чем в частных кафе.

Существует также доступ по коммутируемым телефонным линиям, но он не получил широкого распространения: стоит он около 50 долларов в месяц и, по широко распространенному убеждению, именно такой вид доступа властям легче всего контролировать.

Час работы в сети Интернет в салоне в микрорайоне "Мир" обойдется в 30 тыс. манатов (около доллара с четвертью). Ни один из сайтов, похоже, не заблокирован, хотя мне пришлось предъявить паспорт для того, чтобы зарегистрироваться. Еще один частный Интернет-салон расположился в небольшом торговом центре с неподобающим названием "Всемирный торговый комплекс". Час доступа здесь стоит 60 тыс. манатов (около двух с половиной долларов).

Правда, один посетитель Интернет-кафе в микрорайоне "Мир" рассказал мне, что салон боится потерять лицензию. Заведение принадлежит обществу инвалидов и является одним из способов зарабатывания денег на нужды организации. "Власти боятся Интернет-кафе, потому что за действиями пользователей очень трудно уследить", – говорит этот посетитель.

Джошуа Кусера, независимый вашингтонский журналист. С апреля по сентябрь 2007 года он путешествует по Кавказу и Центральной Азии с целью написания серии путевых заметок для EurasiaNet.org.

Eurasianet.org

Последние новости

Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссия по изучению событий в Каракалпакстане в июле 2022 года
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссии по изучению событий в Каракалпакстане в...
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции