Париж должен быть требовательнее на переговорах с Ашгабатом, говорят правозащитники.
1 февраля начался трехдневный официальный визит президента Гурбангулы Бердымухаммедова во Францию, во время которого состоятся переговоры туркменской делегации в правительстве и парламенте, а также бизнес-форум с участием крупных фирм, заинтересованных в расширении экономического сотрудничества.
Накануне визита в Париже туркменские борцы за права человека и представители международных правозащитных организаций встретились с Эриком Миллетом, заместителем директора Департамента Кавказа и Центральной Азии, и Оливером Джеротом, заместителем руководителя Департамента по правам человека и гуманитарным вопросам Министерства иностранных дел Франции.
«Мы призвали президента Франции Николая Саркози во время встречи с президентом Гурбангулы Бердымухаммедовым поднять вопрос о правах человека и настоятельно рекомендовать улучшить ситуацию с их соблюдением, повернуться лицом к активистам и начать диалог», - рассказала NBCA Таджигуль Бегмедова, лидер Туркменского Хельсинского фонда по правам человека из Болгарии, принимавшая участие во встрече.
Кроме того, представители и правозащитники из Лиги за права человека, Human Rights Watch, Международной федерации прав человека, Репортеров без границ и Туркменского Хельсинского фонда дали пресс-конференцию для французских журналистов.
В 2007 году, придя к власти после скончавшегося авторитарного лидера Сапармурата Ниязова, президент Гурбангулы Бердымухаммедов сделал намек на возможную либерализацию и провозгласил принцип: «Государство для человека». Он также помиловал одиннадцать человек, среди которых были узники совести и оппоненты прежнего режима, и начал разрабатывать Национальную программу прав человека.
Однако ощутимых изменений в правозащитной сфере не произошло, в туркменских тюрьмах продолжают находиться политические заключенные, инакомыслие преследуется, свобода передвижения сильно ограничена, в стране нет независимой прессы, все СМИ тщательно цензурируются и подконтрольны властям, а независимые НПО не регистрируются.
До настоящего времени, по словам Бегмедовой, девять спецдокладчиков ООН не могут получить визы в Туркменистан.
Эксперты отмечают, что активное экономическое сотрудничество Ашгабата и Парижа, участие французской строительной компании «Буиг» в крупных туркменских контрактах способно затмить правозащитные идеи, однако улучшить ситуацию возможно.
«Чтобы исправить ошибки, туркменским властям нужна политическая воля, мы это понимаем,- продолжает Бегмедова, - и поэтому предложили французским дипломатам изучить все обещания Бердымухаммедова и помочь ему воплотить их. К примеру, активизировать программы обмена для студентов, юристов, врачей, журналистов, чтобы поднять профессиональный уровень местных кадров».
Другие правозащитники тоже сказали, что позиция стран Евросоюза в отношении прав человека в Туркменистане «чрезвычайно слаба», однако при желании можно добиться большего прогресса.
К примеру, Ашгабат постоянно игнорирует ежегодное Совещание по человеческому измерению ОБСЕ, где страны–члены отчитываются о выполнении обязательств в правозащитной сфере. Можно путем дипломатических переговоров заставить Туркменистан быть к этому внимательней.
«Сегодня Франция имеет отличный шанс это исправить», - сказала Сухаир Белхассен, президент Международной федерации прав человека.
Вячеслав Мамедов, глава Демократического Гражданского Союза Туркменистана из Нидерландов тоже полагает, что «сдвинуть с мертвой точки» и положить конец репрессивной политике туркменских властей под силу лишь западной дипломатии.
«Если не будет широкой международной поддержки, эта цель не будет достигнута»,- заключил он.
NBCA