Геополитическая интрига вокруг доступа Запада к энергетическим ресурсам Каспийского моря и стран Центральной Азии, которую иногда называют реинкарнацией «Большой игры», похоже, ступает в очередную фазу.
Однако существует еще одна проблема, которую все участники интриги стараются либо вовсе не замечать, либо старательно скрывать сам факт ее существования. Речь идет о правах человека в Туркменистане.
Ни для кого не секрет, что именно массовое нарушение прав человека в Туркменистане, как при бывшем президенте Ниязове, так и при нынешнем — Бердымухамедове, являются обычной реалией туркменской действительности. В констатации этого едины все, начиная от международных правозащитных организаций, заканчивая государственными структурами стран Запада. Достаточно посмотреть последний доклад Государственного департамента США и доклады Международной Амнистии и Хьюман Райтс Вотч, чтобы убедиться в близости, а самое главное, в общей тональности оценок ситуации в Туркменистане.
Тем не менее, сейчас мы наблюдаем удивительную картину, как в угоду фантомному колониальному синдрому, столпы демократии в лице США и стран Европы отказываются от собственных принципов и стандартов в области демократии и прав человека. Главным аргументом западных политиков служит тезис о том, что, если мы (Запад) не придем в Туркменистан, то туда придут Китай и российский Газпром. И поэтому, де, надо как можно скорее застолбить свое присутствие там.
Но Запад уже опоздал: и Россия, и Китай уже находятся в Туркменистане. И им глубоко наплевать на проблемы с демократией и правами человека. Газовая сделка между Россией и Туркменистаном в 2003 году из-за своей циничности получила название «газ-люди», когда Россия фактически отказалась от более, чем 100 тысяч своих граждан, проживающих в Туркменистане. Соответственно и Китай, у которого свои проблемы с правами человека, тоже, никоим образом не будет давить на этот вечно больной мозоль туркменской власти.
Вот и западные политики, отринув все свои принципы, бросились ублажать туркменскую диктатуру. В качестве аргумента приводится уж совсем циничный довод о том, что приход в страну западных компаний и поступление западных же денег за газ, приведет к «процветанию» туркменского народа. Но это даже не заблуждение, это сознательная ложь западных политиков. Априори, эти деньги пойдут на укрепление власти и ее репрессивного аппарата, но никак не на демократические реформы и на повышение жизненного уровня населения. При этом классическая схема «умиротворения диктатора», основанная на элементарных законах общественного развития, приведет к еще большей консервации тоталитарного режима, к рождению еще более изощренных методов подавления всякого инакомыслия. Более того, и это хорошо известно, подобный прессинг властей, всегда вызывает ответную реакцию общества. И почти всегда такая реакция встречает еще большие репрессии со стороны властей.
И Запад будет обязан взять на себя ответственность за эту близорукую и циничную политику. Но это случится потом. А сколько человеческих судеб за это время будет сломано... Сколько шансов на развитие потеряет туркменский народ, туркменское общество...
Показательным примером для Запада мог бы служить Афганистан. Рождение талибов, их «удивительные» успехи самым тесным и генетическим образом связаны с намерениями аргентинской «Бридас», американской «Юнокал» под патронажем администрации США построить Трансафганский трубопровод из Туркменистана в Пакистан и Индию. Видимо одного Афганистана Западу мало.
Мурат Айтаков (Ашхабад) http://www.ca-oasis.info/oasis/?jrn=107&id=799