Думал, что мы на самом деле стали европейцами. Но то, как болгарские власти в последние две недели поддались на политическое давление одного тоталитарного режима, начинает убеждать меня в другом.
В СМИ был широко освещен арест болгарской полицией 19 февраля в Варне Аннадурды Хаджиева, члена ИС ОПД”Ватан” и бывшего заместителя председателя Центрального банка Туркменистана. Арест был связан с запросом через Интерпол туркменского правительства о его экстрадиции за совершенное преступление. Через три дня Варненский окружной суд вынес решение о его временном задержании на 40 дней до рассмотрения дела в суде. В сущности запрос старый, в нем упоминается об украденных 40 миллионах долларов из Центробанка в Туркменистане. Этот запрос был отклонен в 2003 году, когда Варненский окружной суд решил, что Хаджиев не мог совершить подобное преступление и в целом является объектом преследований туркменских властей. В том же году он и его семья получили гуманитарный статус в Болгарии.
Туркменистан был и продолжает оставаться единственной тоталитарной страной в ОБСЕ и может быть единственной страной бывшего Советского Союза, в которой положение с демократией и правами человека ухудшилось по сравнению с коммунистическим периодом. Во время управления президента Ниязова (Туркменбаши) там был установлен тотальный политический и идеологический контроль, в том числе такой культ его личности, какой история этой и соседних стран не знала может быть со времен Тимура. Один из самых больших городов Туркменистана был переименован в Туркменбаши, повсюду были воздвигнуты его статуи, включительно и из чистого золота, а “Рухнама”- книга, которую он написал, в обязательном порядке изучается в школах и государственными служащими. В декабре прошлого года Ниязов умер при сомнительных обстоятельствах.
Председатель парламента, который по конституции должен был временно занять его пост, был моментально отстранен кликой приближенных Туркменбаши, а впоследствии осужден по надуманным обвинениям. Эта же клика организовала “выборы” без участия оппозиции, находящейся в изгнании. Над каждым из видных членов оппозиции висят обвинения, подобные обвинениям против Хаджиева, которые не были амнистированы перед выборами. Выборы были категорично выиграны человеком, предварительно назначенным победить – Гурбангулы Бердымухамедовым. Ни одна из демократических стран мира не признала эти выборы свободными и честными. В Туркменистане продолжает отсутствовать правосудие и она продолжает быть единственной страной в регионе ОБСЕ, в которой внутри страны нет правозащитных организаций.
Арест Хаджиева добавил страдания и несправедливости, которые пережил он и его семья в последние годы. Прошлым летом его брат и сестра были арестованы в Ашхабаде по политически мотивированным обвинениям в хранении оружия, а в действительности как месть за их работу по подготовке документального фильма о Туркменистане. После закрытого процесса они были осуждены на семь и шесть лет лишения свободы. Через несколько недель после этого его сестра, Огулсапар Мурадова, умерла в тюрьме при сомнительных обстоятельствах. Ее дети, которые видели тело, сообщили своим близким, что видели много следов ран, в том числе большую рану на ее голове. Двое братьев и несколько других родственников Хаджиева продолжают отбывать многолетние наказания по надуманным обвинениям в туркменском Гулаге с 2002 года. В 2003 году его тесть был избит полицейскими и принудительно выселен в отдаленный от его места жительства город. И в конце концов, Болгария, страна-член Европейского союза, не только облегчила его страдания, а еще больше их увеличила. Имея в виду деятельность и положение Хаджиева, нет никакого сомнения что его возврат обратно в тоталитарный Туркменистан –серьезная опасность для жизни.
Было бы настоящим издевательством над правосудием, если Аннадурды Хаджиева экстрадируют в Туркменистан. Конечно, слава богу, последнее слово в этом вопросе не только у болгарских властей – есть Европейский союз, есть международный механизм временных мер. В конце концов он может быть останется только с переживаниями, полученными в болгарских арестах и тюрьмах. Что тоже не мало, если иметь в виду, что условия в них среди самых нечеловеческих в регионе. А на нашей стране останется очередное пятно, прилепившееся из-за системы правосудия, которой не впервой показывать нечувствительность к правам человека.
Красимир Кънев.
http://www.bghelsinki.org/index.php?module=pages&lg=bg&page=obektiv14002
Свободный перевод ТХФ.