По случаю мусульманского праздника правительство выпускает на свободу более 10 тысяч заключенных – наблюдатели расценивают это как вынужденную меру, обусловленную слишком большой «продуктивностью» туркменской системы правосудия.
Власти Туркменистана с 1999 года практикуют ежегодную массовую амнистию заключенных, назначаемую на Ночь Всемогущества, которая выпадает в этом году на 19-20 октября. В этом году, как было объявлено месяцем ранее, под амнистию попадут 10056 человек.
Самая массовая акция помилования была в 2002 году - тогда из туркменских тюрем на свободу вышли 16 200 человек. На следующий год эта цифра составляла около 7 тысяч, в 2004 – 9 тысяч, а в 2005 - 8 тысяч человек. По данным Генпрокуратуры, после прошлогодней амнистии в тюрьмах страны осталось 4137 заключенных, не подлежавших амнистированию. Это осужденные за измену родине, враги народа, убийцы и бывшие госслужащие, причинившие стране ущерб в особо крупных размерах.
Сопоставляя эти данные, наблюдатели NBCA удивляются: откуда берется столько преступников?
Официальные цифры общего тюремного населения не разглашаются, но по оценкам независимых источников, в тюрьмах постоянно находится до 18 тысяч заключенных. Для шестимиллионного Туркменистана такое количество тюремного населения вполне сопоставимо с цифрами в других странах Центральной Азии, имеющими примерно одинаковое население. Однако в отличие от Туркменистана, там такие масштабные амнистии не проводятся, что свидетельствует о многих тысячах граждан страны, ежегодно проходящих через систему правосудия.
Как полагает эксперт по Центральной Азии Мухаммад Тахир, после амнистии 2005 года в тюрьмах могло оставаться около 6 тысяч человек, что означает, что со времени последней амнистии в тюрьмы попали около 10 тысяч.
«Каждый год освобождаются тысячи заключенных, но через определенное время из-за отсутствия прозрачности судопроизводства, надуманных обвинений, практикуемых в правоохранительных органах, тюрьмы вновь пополняются. Поэтому Туркменистан вынужден прибегнуть к амнистии», - сообщила NBCA правозащитница Таджигуль Бегмедова.
(NBCA предоставляет комментарии и анализ широкого круга политических обозревателей со всего региона.) IWPR