Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Туркмениcтан: Скользкое обоснование для торговли энергоносителями.

Туркмениcтан: Скользкое обоснование для торговли энергоносителями.

Как только цены на газ и нефть взлетели вверх, зависимые от поставок энергоносителей государства начали поиски новых источников поставок углеводородов. Но в то же время, когда ощущающие нехватку энергоносителей страны ищут новых нефтяных и газовых поставщиков, другие обеспокоены репутацией правления в одной из самых многообещающих стран, например, в Туркмении.

Туркмения является одним из крупнейщих поставщиков природного газа в мире, она также владеет довольно богатыми ресурсами нефти. Многих потенциальных покупателей интересуют эти энергоносители. В таком случае кое-кто мог бы спросить: "В чем задержка?"

Проблемой остаются маршруты экспорта. Но многочисленным критикам стоит сказать, что покупая что - нибудь в Туркмении, вы заплатите высокую цену. Множество организаций по правам человека потратили достаточно времени, чтобы выявить нарушения этих прав в период правления деспотичного президента туркмен Сапармурата Ниязова. Одна из таких организаций - Международная Хельсинская Федерация Прав человека (IHF) со штаб-квартирой в Вене.

"Нет никакой свободы печати вообще. Нет никакого гражданского общества. Существуют некоторые независимые группы, но они действуют в политически безвредных сферах". Так описывает Туркмению испольнительный директор IHF Аарон Родес(Aaron Rhodes). "Таким образом, нельзя говорить, что в стране существует хотя бы одна организация по правам человека, которой официально разрешено существовать в Туркмении. Суды полностью зависят от исполнительной власти, то есть право на справедливое судебное разбирательство не существует в Туркмении. Нет никаких свободных СМИ, нет никакой свободы слова и информации. Есть свидетельства того, что для получения признаний в совершении преступлений используются пытки".

Настороженные глаза

Президент Ниязов руководит Туркменией в течение 20 лет, еще с тех пор, когда страна была советской республикой. Он ввел культ личности как только страна получила независимость в 1991 году, а правительственные репрессии сравнимы с репрессиями в Северной Корее.

"Правительство не допускает никакого инакомыслия" - это слова Эрики Дэйлей, директора туркменского проекта Института Открытого Общества. "Людей бьют, подвергают домашнему аресту, допрашивают, ссылают и высылают" - говорит Дэйлей, - "Список можно продолжать очень долго".

Все СМИ в стране контролируются государством, маленькой армией цензоров, которые следят за тем, что они сообщают. В результате большая часть новостей - о Президенте Ниязове и мнимых успехах государства. Очень мало информации из внешнего мира проникает в страну. Дэйлей говорит, что проникает именно то, что хочет туркменское правительство. "Из-за информационного вакуума и тотальной цензуры правительство Туркмении по существу держит собственный народ в безвестности о том, что проиходит во внешнем мире" – говорит Дэйлей. "И это дает возможность правителям устранить любую систему взглядов, любой повод для сравнения жизни здесь с жизнью вокруг них".

Невольничьи ресурсы

Международное сообщество получает, по крайней мере, обрывки информации о ежедневных событиях в Туркмении в любом случае. Картина, которая высвечивается, не всегда оптимистична. Но опасность притянуть грозное внимание властей даже выше для граждан, которые боятся противодействовать властям.

Несмотря на миллиарды долларов дохода от газовых и нефтяных контрактов, есть свидетельства того, что это богатство просто исчезает. Родос из IHF говорит, что даже дети вынуждены собирать урожай на полях. "Другая серьезная проблема в Туркмении – права детей и их эксплуатация для уборки хлопкового урожая" - говорит Родос.

Дэйлей из Туркменского Проекта говорит, что не только очень молодое становятся жертвами правительственной политики, но и пожилые люди тоже.

"Пенсии в прошлом году были или значительно уменьшены, или, как это было в некоторых случаях, упраздены полностью, оставив пенсионеров без средств к существованию, ситуации были иногда безвыходными, было много сообщений о самоубийствах пенсионеров, сердечных приступах, так как старики понимали, что они не смогут выжить без этих денег" – говорит Дэйлей. Перечень услуг здравоохранения был решительно сокращен. Появились сообщения, что Туркмения отказывается от закупок лекарств за границей, даже в странах СНГ.

Взгляд со стороны

Что делают правительства с отчетами о государственной власти в Туркмении? Дэйлей дает одно из наиболее распространных объяснений среди аналитиков: "Это - давнишнее утверждение некоторых независимых наблюдателей, что некоторые двуликие и многоликие деятели фактически договариваются с правительством Туркмении, осторожно договариваются, о гарантиях смягчения ситуации с правами человека, потому что они понимают, что должны уделить первостепенное значение собственной долговременной энергетической безопасности и геополитическим интересам".

"К сожалению, есть причина верить этому" – говорит Дэйлей.

Неясно, может ли ослабление туркменскими властями репрессивной политики утихомирить критиков, которые говорят, что международное сообщество должно избегать деловых связей с таким режимом. Но будет трудныо повлиять на государство, которое демонстрирует такое пренебрежение к международному мнению.

Американский сенатор Сэм Броунбак, республиканец из Канзаса, сказал, что мировое сообщество должно быть настороже, и попытаться при появлении любых возможностей положить конец хотя бы некоторым злоупотреблениям властью туркменского правительства. "Надо дождаться момента, когда можно будет начать законное давление, и тогда туркменское правительство само начнет искать даже самую слабую поддержку, чтобы получить доступ в мировое сообщество" - говорит Броунбак.

Такие моменты редки. Но желание всех заинтересованных сторон открыть новые экспортные маршруты для туркменских энергоресурсов могло бы обеспечить такую возможность – сделать ставку на ту сферу, где Туркмения вероятней всего нуждается в международном сотрудничестве. Вопросом является может ли желание получения прибыли стать достаточным стимулом для изменений, чтобы заставить засомневаться критиков туркменского правительства.

Радио Свобода.

Последние новости

Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссия по изучению событий в Каракалпакстане в июле 2022 года
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссии по изучению событий в Каракалпакстане в...
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.