Решение властей разработать Национальную программу «Права человека» в Туркменистане больше походит на имиджевую акцию, не способную улучшить ситуацию с правами человека, считают эксперты NBCA.
15 сентября в Ашгабате состоялось первое заседание Межведомственной комиссии в области прав человека, созданной три недели назад указом президента Гурбанкулы Бердымухаммедова.
Руководитель комиссии, вице-премьер, министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов сообщил, что комиссия займется подготовкой национальных докладов о результатах выполнения Туркменистаном взятых на себя обязательств в области прав человека, будет проводить мониторинг действующего законодательства на предмет его соответствия международным нормам и разработает Национальную программу «Права человека».
Туркменистан с 1992 года является членом ООН, присоединился более чем к 90 конвенциями и международным соглашениям в области прав человека.
Организация объединенных наций неоднократно критиковала власти этой страны за несоблюдение принятых обязательств и непредоставление докладов в соответствующие комитеты. С 1998 года Туркменистан является «задолжником» по отчетам в комитет по правам человека, с 1999 года – по экономическим, социальным и культурным правам, а с 2000 года – перед комитетом против пыток.
Прежние власти не допускали в страну специальных докладчиков по различным правозащитным вопросам и отказывали представителям Международного Красного Креста и Amnesty International провести инспектирование тюрем.
В представленном в январе 2007 года Всемирном докладе правозащитная организация Human Rights Watch отметила продолжающиеся нарушения прав человека в Туркменистане, такие как преследования правозащитников и независимых журналистов, борьба с «внутренними врагами», ограничение свободы передвижения, религиозные преследования, этническая дискриминация и нарушение прав заключенных.
Председатель Туркменского Хельсинского фонда Таджигуль Бегмедова указывает, что нарушения законности «настолько вопиющие, что власть должна как-то реагировать». Именно поэтому активизировалась деятельность в правозащитной сфере.
Однако отстранить от должности и привлечь к уголовной ответственности «тысячи чиновников» невозможно, поясняет эксперт, поэтому правительство решило пойти менее болезненным путем, создав комиссию для решения правозащитных вопросов.
«Это связано с нынешним курсом нового правительства на активное PR-продвижение за рубежом имиджа “Бердымухаммедов - новый тип туркменского руководства”», - говорит Бегмедова.
С ней согласен и ашгабатский обозреватель, полагающий, что уже в ближайшее время власти начнут массированную пропаганду на международной арене по поводу того, что в Туркменистане все в порядке с правами человека.
Однако обозреватель считает маловероятным улучшение ситуации с правами человека внутри Туркменистана в ближайшее время, поскольку для достижения этой цели потребуется политическая воля и принятие ряда либеральных шагов.
Среди таких либеральных шагов должны быть отмена законодательства, так или иначе ограничивающего права человека, ликвидация так называемых черных списков граждан, которым запрещен выезд за пределы Туркменистана и которые ограничены в приеме на работу.
«Например, в городах Туркменистана де-факто действует комендантский час, а всех “нарушителей” забирает полиция. О каком улучшении прав человека можно говорить в таких условиях?» - добавляет обозреватель из Ашгабата.
(NBCA предоставляет комментарии и анализ широкого круга обозревателей со всего региона.)