Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Продвижение американских интересов в Центральной Азии.

Продвижение американских интересов в Центральной Азии.

Туркмения — один из краеугольных камней центрально-азиатской геополитики, третья по важности страна после Казахстана и Узбекистана. Постниязовский период может быть использован Соединенными Штатами (и Европейским Союзом), чтобы открыть двери этого государства-затворника для ее же реинтеграции в регион и остальной мир, в свою очередь, помогая усилить американские позиции в Центральной Азии.

Жестокий и Эксцентричный Жизнь Ниязова и времена правления Туркменбаши были похожи, с одной стороны, на серую будничность номенклатуры коммунистической партии, а с другой стороны, напоминали сюжеты кинокомедий, которые можно назвать политическими фарсами, но Ниязов всегда весьма серьезно относился ко всему, что касалось его диктатуры.

Имея миллиарды долларов дохода от продажи газа, используемых в качестве финансовой подпитки своего режима, он руководил арестами, пытками, изгнанием его оппозиции, ввергая свой народ в нищету и делая его несчастным. Согласно его установкам, русскоязычное население Туркмении было изгнано из станы или бежало, преследуемое по пятой графе. Он запретил политические партии и любил проводить чистки, расстреливая и бросая в тюрьмы своих министров с завидной регулярностью.

Туркменбаши запретил не только политическую оппозицию, но также оперу и балет. Он прекратил выплаты пенсий для самых бедных слоев населения, закрыл больницы и библиотеки и сократил срок получения среднего образования с 10 лет до 9. Он запретил золотые зубы и поездки за границу для большинства населения. Еще он издал указы о бесплатном обеспечении населения электричеством, водой, природным газом и даже солью, а другими предметами потребления, типа бензина, по очень низким ценам.

В детстве он остался круглым сиротой, он продвигал культ личности сталинского типа, переименовал в честь себя месяц январь, повелел изображать богиню правосудия с лицом своей матери, установил свои собственные статуи в каждом городе страны и назвал главный порт на Каспийском море своим именем. Гигантские позолоченные статуи диктатора украшают столицу город Ашгабат, одна из них находится на верхней точке Арки Нейтралитета. Статуя с крыльями, и вращается так, чтобы лицо статуи всегда было обращено к солнцу.

Дислокация, дислокация… Расположенная к северу от Ирана, граничащая с Афганистаном и Узбекистаном, а также с Казахстаном и, через Каспийское море, с Азербайджаном, эта страна — третья по важности в регионе, к которому проявляет интерес Вашингтон. Только богатый нефтью и экспансивный Казахстан и перенаселенный Узбекистан более важны для него.

Если США когда-либо предпримут военную операцию против иранской ядерной программы или им понадобиться увеличить снабжение своих войск в Афганистане, военная авиабаза в Туркмении могла бы иметь важное значение для американских вооруженных сил.

Туркмения еще более важна для России, чем для США. Это главный источник природного газа для гигантской российской газовой монополии Газпрома.

Туркмения продает энергоресурсы Газпрому по очень низкой цене, а Газпром, в свою очередь, продает туркменский газ российским клиентам, а российский газ поставляет в Западную Европу или перепродает на Украину по серой финансовой схеме, а этим потоком уже управляет печально известная и таинственная компания РосУкрЭнерго. Туркменский газ — товар, который делает российских и украинских дельцов-акционеров РосУкрЭнерг богачами.

Более рациональная стратегия для Туркмении состоит в том, чтобы диверсифицировать ее газопроводы, чтобы, в свою очередь, покончить с монополией Газпрома. Это можно сделать, построив трубопровод через Каспийское море в Турцию, Грузию и далее на Украину и в Западную Европу. Или же построив трубопровод в Китай через Узбекистан и Казахстан, а также в Пакистан и Индию через Афганистан. Туркменбаши очень интересовался такими вариантами.

Будет ли временный босс Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов, бывший министр здравоохранения и вице-премьер-министр и, по слухам, близкий родственник покойного диктатора, реализовывать эту весьма выгодную стратегию, еще неизвестно.

К настоящему времени, Бердымухаммедов еще не раскрыл карты, намекая лишь на частичную либерализацию, но отказывая оппозиции в возвращении в страну и держа Шихмурадова в заключении. Предполагается, что у Бердымухаммедова есть поддержка командующего мощной президентской гвардией Акмурада Реджепова, который провел арест спикера парламента. Российские чиновники заявили о том, что соглашение России с Туркменией останется неизменным, как минимум, до 2009 года, когда истечет его срок.

Новый лидер пока выразил лишь предварительные намерения дать Туркмении более плюралистическое руководство. В то же время он обещал разрешить Интернет; вернуть 10-летнее среднее образованию и рассмотреть пенсионную проблему, он поддерживает культ личности Туркменбаши и не разрешает оппозиции вернуться в страну, а многочисленным партиям участвовать в предстоящих выборах.

Кажется, что Россия вполне комфортно себя чувствует с Бердымухаммедовым, который нарушил конституцию страны уже дважды: сначала, когда он арестовал председателя парламента, юридического преемника Туркменбаши, и когда конституция была изменена, чтобы позволить исполняющему обязанности президента участвовать в президентских выборах.

Помимо России, еще две державы зорко, как ястребы, наблюдают за событиями в Ашгабате: Китай, который хотел бы получить доступ к туркменскому газу, и соседний Иран, который хотел бы помешать «американизации» Туркмении и превращении ее в базу для будущего вторжения в Иран. Однако, в отличие от России, у Ирана ограничены возможности влияния на политику этой страны. Другие соседи, типа Узбекистана, отношения которого с Туркменией далеки от идеальных, может вскоре сама столкнуться с фактом необходимости выбора нового президента, посему также следит за развитием событий с большим интересом. Если Туркмения вернется к диктатуре или развалится как государство, то американские интересы в регионе пострадают.

Американские интересы в долевом участии Американские интересы в Центральной Азии можно выразить тремя словами: безопасность, энергия и демократия. Интерес Европейского Союза в увеличении количества источников природного газа почти совпадает с интересами США. Смена власти в Туркмении дает уникальную, но ограниченную по времени, возможность добиться положительных результатов во всех трех сферах. Однако после 11 февраля, дня, на который назначены президентские «выборы», окно захлопнется, и начнет править новая олигархия. Новые правители Туркмении захотят обезопасить их однопартийное государство и режим, направляя прибыль от продажи газа на развитие страны.

Соединенные Штаты могут сохранить существующие позиции, сказав, что хотят сотрудничать с новыми лидерами или приняв условия сотрудничества. У США есть кое-какие важные рычаги, включая такой стимул, как доступ для новых правителей к украденным миллиардам Туркменбаши за границей, и сотрудничество в сфере безопасности, отличное по условиям от тех, что предлагает Москва.

США уже объявили о своей готовности работать с новыми лидерами на благо развития Туркмении. Однако Вашингтону следует согласовать общие цели, а именно создание преуспевающего современного государства, основанного на участии народа в управлении им.

Вероятно, Пентагон рассматривает возможность создания военной базы (так называемой «подушки из лилий») для реагирования на непредвиденные обстоятельства в регионе, в частности в Афганистане, и предложит Туркмении сотрудничество в борьбе против распространения наркотиков.

Министерство энергетики США и Государственный департамент призовут к «игре на равных условиях» на экономическом «поле» Туркмении, что включает, например, такой момент, как доступ западных энергетических и смежных компаний к природным ресурсам страны и проектам по развитию инфраструктуры.

США должны потребовать, чтобы, в рамках антикоррупционной политики и политики прозрачности, новое правительство сотрудничало в розыске добытых нечестным путем денег Туркменбаши по всему миру и направлении капиталов с этих счетов на благо граждан Туркмении, особенно на образование и здравоохранение, оказавшихся в забвении во времена диктатуры. Одновременно США и Европейский Союз должны наложить арест все известные счета Туркменбаши, пока проблема не разрешится.

Наконец, Вашингтон должен обратиться с просьбой разрешить лидерам оппозиции возвратиться и участвовать в политической жизни страны, выпустить на свободу их политических оппонентов и гарантировать свободу слова и собраний.

Туркмения переживает самый важный период в ее истории, начиная с момента получения независимости. То, каким путем она будет развиваться, повлияет не только на Центральную Азию, но и на энергобезопасность Европы и американские отношения с Ираном. Американская политика по отношению к этому переходному периоду должна быть основана на безопасности, энергетике и приоритетах демократии, которые укрепят американские интересы в регионе.

Ариэль Коэн.

Источник : FrontPage magazine (США)

Последние новости

С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Политические преследования в Туркменистане и Каракалпакстане. Side Event, Варшава 04.10.2024.
Политические преследования в Туркменистане и Каракалпакстане. Side Event, Варшава 04.10.2024.
Молчаливый режим: свобода слова в Туркменистане – миф или реальность?
Молчаливый режим: свобода слова в Туркменистане – миф или реальность? ОБСЕ БДИПЧ Варшава.
В клетке у себя на родине: проблемы свободы передвижения туркменистанцев
В клетке у себя на родине: проблемы свободы передвижения туркменистанцев. ОБСЕ БДИПЧ Варшава.