Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

«Овадан-Депе»: туркменская тюрьма для политической оппозиции.

«Овадан-Депе»: туркменская тюрьма для политической оппозиции.

Первоначальное название: «Башистская политическая тюрьма «Овадан-Депе» «Овадан-Депе» с туркменского языка на русский можно перевести как «Живописный холм». Так называется политическая тюрьма, созданная Сапаром Ниязовым специально для политических репрессий – она предназначена для членов политической оппозиции и крупных чиновников, политическое влияние которых вызывает опасения у диктатора. Этот инструмент репрессий в полной мере воплотил в себе человеконенавистническую идеологию башизма-рухнамизма, разработанную и воплощённую Сапаром Ниязовым (он это ещё цинично называет: «ни на кого не похожий путь туркмен»).

Находится тюрьма Овадан-Депе в 70 км севернее Ашхабада - в песках Каракумах. Ниязов лично участвовал в проектировании и курировал ход её строительства. Проектная вместимость тюрьмы – около 150 заключённых. После окончания строительства он прилетел на вертолете в эту тюрьму, чтобы удостовериться, что всё сделано так, как он хотел.

В тюрьме «Овадан-Депе» установлены три кольца ограждении и охраны, проход через которые, соответственно, осуществляется через три контрольно-пропускных пункта (КПП).

Внешний периметр («первое кольцо») тюрьмы «Овадан-Депе» охраняет специальная войсковая часть МВД (солдаты срочной службы), казармы которой находятся прямо рядом с тюрьмой.

Второе и третье кольцо охраняется штанными сотрудниками правоохранительных органов. Доступ через второе кольцо к третьему (внутреннему), строго ограничен - здесь могут проходить только сотрудники правоохранительных органов по специальным пропускам.

Доступ через третье кольцо - к самой тюрьме, осуществляется только после обязательного дополнительного подтверждения допуска, которое осуществляется при каждом входе в тюрьму.

Охрана тюрьмы осуществляется в режимном порядке сотрудниками МВД, прокуратуры и МНБ (министерства национальной безопасности) – это сделано для того, чтобы работники этих ведомства следили друг за другом и ни одна из служб «единолично» не контролировала ситуацию в тюрьме. Сотрудники указанных ведомств посменно меняются в мозаичном порядке, без возможности заранее знать о дате своего дежурства. О заступлении на дежурство им сообщают всего за несколько часов до начала.

Любые контакты сотрудников тюрьмы с заключенными категорически запрещены. Наказание за попытку контакта с заключенными очень суровое, вплоть до заключения.

К некоторым заключенным, особенно связанным «с попыткой пресечения незаконной деятельности Сапара Ниязова в ноябре 2002 г.», применяют, кроме прочего, в частности, следующий чудовищный вид пытки - разливают парашу по стенам камеры. [Параша – бак для испражнений в тюремной камере. Овадан-Депе хотя и построена в 21-м веке, но в камерах нет унитазов. – прим. ред.] Что происходит после этого в маленькой непроветриваемой камере при 45-ти градусной жаре, даже представить сложно. Это «упражнение» называется «освежить память». В среде работников тюрьмы бытует мнение, что это происходит по прямому указанию «вечно великого туркменбаши» (к слову сказать, наиболее точный смысловой перевод слова «туркменбаши» – «фюрер туркменского народа»).

Впрочем, существующие условия заключения, - ужасающая летняя каракумская жара, закрытое (камерное) содержание, отсутствие кондиционеров в плохо проветриваемых камерах, антисанитарные условия, невозможность принять душ, плохая еда, - уже сами по себе являются пытками. К этому можно добавить тяжело переносимые в условиях трансконтинентального климата холода, - часть тюремных камер вообще не отапливаются. Кроме того, заключённым не оказывается полноценная медицинская помощь.

Ряд камер имеют в высоту полтора метра – что не даёт возможности заключённому выпрямиться в рост, и он вынужден передвигаться по камере в полусогнутом состоянии. Уже после нескольких недель это очень угнетающе действует на психику.

К особо изощрённой пытке можно отнести тот факт, что заключённые полностью лишены какой-либо информации о событиях вне стен тюрьмы, они ничего не знают о том, что происходит в мире, – им запрещены газеты, радио, телевидение, и с ними не разговаривает никто их охранников.

Режим тотальной закрытости и информационной изолированности тюрьмы – одно из «изобретений» Сапара Ниязов. Заключённым тюрьмы Овадан-Депе запрещены свидания с родственниками, также как полностью закрыт доступ представителям Красного креста, Красного полумесяца и другим гуманитарным, правозащитным и иным международным организациям и наблюдателям.

Согласно просачивающейся информации, ряд заключённых, в силу тяжёлых условий содержания, пыток и отсутствия медицинской помощи, скончались от болезней и истощения. Родственники заключённых Овадан-Депе, как правило, не информируются о кончине заключённых и им не выдаются их тела. В списке предположительно погибших или убитых числятся известные туркменистанские граждане, в том числе и подданные России. Захоронения осуществляются неизвестным образом и в неизвестном месте. По одной из информаций при тюрьме Овадан-Депе работает крематорий, а прах закапывается во внутреннем дворе тюрьмы.

Периодически Сапар Ниязов даёт распоряжение «сделать экскурсию» по тюрьме Овадан-Депе для вновь назначенных чиновников своего режима. Говорят, люди долгое время пребывают в шоке после такой «ознакомительной прогулки». Особенно их поражает то, в каком состоянии находятся заключённые.

Информация о поведении, физическом и моральном состоянии «VIP-зеков» регулярно доводится до сведения Сапара Ниязова.

Редакция ТИ выражает признательность гражданам Туркменистана, предоставившим информацию о тюрьме «Овадан-Депе».

Источник: Туркменская Искра

http://www.tm-iskra.org/dosie/Ovadan-Depe.htm

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.