54 американских сенатора и конгрессмена призвали президента Туркменистана Сапармурата Ниязова немедленно и без каких-либо условий освободить узника совести Гурбандурди Дурдыкулиева.
По словам председателя Хельсинкской комиссии, сенатора-республиканца Сэма Браунбека, эта двухпартийная инициатива ясно дает понять президенту Ниязову, что Конгресс США озабочен судьбой господина Дурдыкулиева, вот уже два года томящегося в психиатрической клинике только за попытку воспользоваться своим правом на свободу слова.
«Мы призываем господина Ниязова, не откладывая, освободить его и прекратить содержание диссидентов в психиатрических клиниках», - сказал сенатор Браунбек.
Сопредседатель Хельсинкской комиссии, конгрессмен-республиканец Кристофер Смит заявил: «Несправедливое содержание под стражей Гурбандурди Дурдыкулиева нарушает основные свободы, которые господин Ниязов признал, подписав в 1992 году Заключительный хельсинкский акт. Мы надеялись, что расправы советского образца с распадом Советского Союза прекратились. Мы призываем президента Ниязова покончить с подобной практикой, начав с немедленного освобождения господина Дурдыкулиева».
По сообщениям, несколько работников психиатрической клиники сказали родственникам Дурдыкулиева, что, хотя у него нет никаких признаков душевной болезни, власти заставили их признать его психически больным. У Дурдыкулиева – плохое состояние здоровья: повышенная температура, боли в желудке. Он страдает от последствий инфаркта миокарда. Правозащитная организация «Международная амнистия» считает Дурдыкулиева узником совести, лишенным свободы исключительно за выражение своих взглядов.
В своем письме к президенту Туркменистана Сапармураду Ниязову 54 сенатора и конгрессмена выражают глубокую озабоченность продолжающимся заключением 64-летнего Гурбандурди Дурдыкулиева, наказанного властями за мирное осуществление своего права на свободу слова.
«Учитывая то, что Туркменистан является участником Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, - продолжают авторы письма, - и то, что вы лично подписали Хельсинкский заключительный акт, мы серьезно встревожены непомерно суровым наказанием Дурдыкулиева за его мирные действия и просим немедленно освободить его без предварительных условий».
«Третьего января 2004 года господин Дурдыкулиев отправил вам и губернатору региона письма с просьбой разрешить проведение в феврале мирной демонстрации на главной площади города Балканабад. Демонстранты собирались выразить протест против политики правительства и призвать власти изменить свою политику. 14 февраля 2004 года Дурдыкулиев был насильно помещен в психиатрическую клинику в Балканабаде. Вскоре он был переведен в клинику отдаленного Гарашсызлыкского района, где ему был поставлен диагноз «буйная паранойя в агрессивной форме». Возможно, - говорится далее в письме, - вашему правительству не понравились замечания Дурдыкулиева. Однако существующие международные нормы признают его право на такие высказывания, носящие мирный характер. Свобода слова защищена Международной конвенцией ООН о гражданских и политических правах и различными соглашениями ОБСЕ».
«Мы встревожены возвращением в Туркменистан практики принудительного заключения политических диссидентов в психиатрические клиники – практики, которая была возмутительным проявлением репрессий советской эпохи. Мы призываем вас публично осудить эту практику и немедленно распорядиться об освобождении Гурбандурди Дурдыкулиева. Мы заранее благодарим вас за вашу помощь в этом серьезном вопросе».
Под обращением к президенту Туркменистана Ниязову стоят подписи 54 сенаторов и конгрессменов, принадлежащих к обеим партиям.
Владимир Фрумкин.
«Голос Америки»