Пятнадцать лет назад Огульсапар Мурадова, Аннакурбан Аманкл ычев и Сапардурды Хаджиев были арестованы по обвинению в шпионаже и приговорены по сфабрикованным делам к 6 и 7 годам лишения свободы.
О. Мурадова, ее брат С. Хаджиев и активист А. Аманклычев вначале были задержаны и обвинялись в шпионаже, а затем обвинены и осуждены за незаконное хранение огнестрельного оружия.
Отметим, что сначала власти обвинили их в «шпионаже». Об этом публично заявили прокурор К. Атаджанова и президент С. Ниязов. Также были упомянуты имена иностранных корреспондентов и сотрудников посольств Франции и Англии. Все это было показано по государственному телевидению. Тем самым власти хотели, во-первых, запугать гражданское общество, а во-вторых, максимально строго наказать активистов. Но им не удалось полностью воплотить свой план, поскольку правозащитники и посольства опровергли эту явную ложь. В итоге пункт о „шпионаже“ исчез из обвинительной части.
В 2006 году О. Мурадова умерла за решеткой через несколько дней после политически мотивированного суда.
После выхода документального фильма о Туркменистане, подготовленного французской компанией Galaxie-Presse (Туркменистан: добро пожаловать в Нязовленд) всем стало понятно, что обвинения против активистов были сфабрикованы, что туркменские власти попытались изобразить активистов как «шпионов» или « врагов». Вся их „вина“ заключалась в их гражданской активности, они не нарушали никакого закона, а просто помогли французским журналистам показать реалии повседневной жизни», - отмечает туркменская служба Радио Азатлык в репортаже, посвященном этому дню.
Туркменский режим пытался разными способами избежать диалога по этому вопросу. Но журналисты, активисты, правозащитники, юристы и адвокаты смогли доказать, что обвинения безосновательны. В итоге в 2018 году Комитет ООН по правам человека признал правительство Туркменистана ответственным за пытки и смерть правозащитницы О. Мурадовой.
«Наконец-то мы имеем авторитетное признание ответственности правительства Туркменистана за чудовищные пытки и смерть Огулсапар Мурадовой», - сказала Рэйчел Денбер, замдиректора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии.
"Мурадова не была политиком или оппозиционером. Как она пришла к правозащите, а затем и к сотрудничеству с Радио Азатлык" – на этот вопрос отвечает Руководитель Туркменского Хельсинкского Фонда Таджигуль Бегмедова:
«Она была одним из тех людей, которым небезразлично если они сталкиваются с нарушениями прав человека. Будучи студенткой, она активно участвовала в студенческих движениях. Затем принимала участие в женсовете, профсоюзе. Одно время даже возглавила на общественных началах профком по месту работы. Знаю, что она отправляла материал о недовольстве сотен женщин по поводу сноса домов в п. Кеши. Она присылала нам информацию о тяжелых условиях содержания в тюрьмах и о людях, которые были незаконно осуждены. Например, по событиям «25 ноября 2002 года». Также о беспределе, который начался в Министерстве образования, когда страна перешла на 9-летнее обучение. Поскольку Мурадова была смелой женщиной, она смогла помочь многим людям: давала верный совет, помогала правильно составить жалобу, указывала куда обратиться. Она обращалась в ОБСЕ и посольства развитых стран в Ашхабаде, призывая их к эффективной работе.
Вопрос: Что еще вы можете сказать об Огулсапар, ее детях, единомышленниках? Например, какое образование было у них?
Дети Огулсапар также были арестованы, когда арестовали «тройку». Мурадова, ее дети, брат Сапардурды и их друг Аннакурбан - туркменские граждане с высшим образованием. Никто из них не пал на колени, не признался в том, чего не совершал, не извинялся на телевидении и не писал повинную статью для официальных газет, как это принято в стране. Никто.
Вопрос: Позицию этих активистов можно понять: если вы не нарушили закон - то зачем вам извиняться? Если прокуроры и офицеры MHБ вместо Закона преклоняются команде сверху, то почему кто-то другой должен брать на себя их вину? Они не были из тех людей, кто прячется по углам при виде беззакония. А это значит, что эти смелые, активные граждане - туркменские герои. ООН приняло решение по Мурадовой в 2018 году. Также принято решение, что Хаджиев и Аманклычев были осуждены незаконно. Следующий шаг?
Т. Бегмедова: Никогда не поздно восстановить справедливость. Теперь власти должны выявить и привлечь к ответственности всех причастных к смерти Огулсапар.
В самом деле, если это демократическая страна, то правительство должно оправдать их, реабилитировать и выдать компенсацию. Но у туркменского режима нет сильной политической воли для этого. Именно из-за таких примеров Туркменистан называют диктаторским режимом. Именно потому, что режим не может признать допущенных ошибок.
Вопрос: Что вы можете посоветовать действующим активистам?
Т. Бегмедова: Надо брать пример с таких смелых людей, как Мурадова. Если бы большинство из нас было таким, диктаторский режим не пустил бы корни.
И сейчас есть храбрые ребята, девушки, нам нужно их поддерживать, учить отстаивать свои права. Это непростая задача, здесь есть всевозможные препятствия. Не смотря на это, мы не должны отклоняться от верного пути.
Не надо оглядываться на тех, кто работает на диктаторский режим, кто настроен враждебно по отношению к родине или на тех, кто им верит, на «манкуртов», безграмотных клеветников. В конце концов они вредят себе. А мы должны идти своим собственным, чистым путем.
Вопрос: Как же узнать, кто есть кто?
Т. Бегмедова: Туркмены говорят: «Ленивого быка не кормят». Читайте, анализируйте, узнавайте. Сейчас очень много возможностей, таких как интернет, google. Вам не нужно ждать, пока кто-то преподнесет вам готовую демократию. Если вы действительно хотите помочь своей стране, родине, подрастающему поколению, хотя бы не мешайте активистам, уже это будет вашим вкладом. Сейчас большинство молодых людей начали пользоваться Интернетом. Эти люди привыкли годами смотреть Аркадаг-шоу, поэтому они верят и подписываются на любые сайты, каналы, занимающиеся обманом и клеветой. Сейчас для них это что-то новое, интересное. Но мало-помалу они начали узнавать правду. Вот, что дает нам уверенность и силу. Как видите, появляются новые группы, новые имена, и это нормальный процесс. Это страница новой истории Туркменистана, и мы должны не теряя достоинства, держать голову высоко.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.