В Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека поступило сообщение, которое ставит под сомнение официальные слова Ниязова, утверждающие, что в стране нет проблем с визами.
Житель Туркменистана сообщил нам, что все попытки его семьи оформить приглашение для родственника не дали положительного результата. В январе- феврале они несколько раз ходили в консульский отдел МИД Туркменистана, выстаивали многочасовые очереди. На прошлой неделе работница МИДа просмотрев все записи, а также сверив паспортные данные с компьютером ответила: “Вам отказано”. При этом никаких письменных объяснений или разъяснений о причине отказа выдано не было. В МИДе им также строго посоветовали не возмущаться, а смириться с данным фактом.
По соображениям безопасности, мы не можем указать фамилию, имя, пол, национальность, родственную принадлежность этих людей, и страну откуда они ждут своего близкого родственника. У нас все эти данные имеются и мы можем их представить, при условиях соблюдения анонимности, в международные организации.
Еще два сообщения поступило от жителей Ашгабада, которые не могут получить разрешения-пропуска для поездки в Дашогуз, хотя у них в этом городе живут близкие родственники. И в этом случае чиновники из хякимликов и этрапских отделов внутренних дел не объяснили причину отказа.
Особо нужно отметить, что туркменские власти продолжают отказывать в визе за рубеж, и в приглашениии для въезда в Туркменистан не только родственникам оппозиционеров, инакомыслящих, активистов гражданского общества, но и простым гражданам, далеким от политики и не привлекавшимся к уголовной ответственности.
Источник в МИДе сообщил, что если у гражданина Туркменистана имеются родственники или знакомые за рубежом, то обычно их моментально заносят в разряд лиц, подозрительных ниязовскому режиму. Такая практика, по его словам, берет свое начало с 1998 г. и в настоящий момент действует на полную мощь.
По сообщениям нашего корреспондента, действительно в настоящее время во внутренних зонах таможенных постов имеются списки лиц, кому запрещен выезд из страны. В целом, туркменская визовая чехарда свидетельствует, что власти страны не намерены кардинально улучшать права граждан на свободное передвижение.
Туркменский Хельсинкский Фонд 16 февраля 2004 г.