Государственный департамент США опубликовал свой ежегодный отчет о свободе вероисповедания в мире, в котором обратил внимание на “настораживающие методы”, применяемые туркменскими властями в отношении религиозных объединений, но при этом не включил Туркменистан в список стран, вызывающих особое беспокойство.
Его сосед Узбекистан, тем не менее, был включен в этот список в связи с арестами тысяч благочестивых мусульман и других верующих, действующих вне утвержденных властями религиозных организаций.
В Туркменистане используются такие же, как и в Узбекистане, безжалостные методы подавления всех форм вероисповедания и религиозной деятельности, реализуемых вне рамок жесткого государственного контроля. В стране также не было проведено реформы законодательства, регулирующего деятельность религиозных объединений. Кроме того, власти отказываются регистрировать даже те религиозные организации, которые действуют в соответствии с действующими законами. И все же присвоение статуса страны, вызывающей особое беспокойство в соответствии с рекомендацией двухпартийной комиссии США по свободе вероисповедания в мире – это не то, чем хочет наградить Туркменистан правительство США, полагая, что это контрпродуктивно даже с точки зрения прав человека и стремясь добиться согласия на дальнейшее сотрудничество для обеспечения работы Северной распределительной сети, а также для участия в разработке значительных запасов нефти и газа Туркменистана.
Как правило, недостаток правозащитной политики американских властей в том, что, несмотря на достоверность его докладов и отчетов, базирующихся на собственном тщательном изучении ситуации, а также результатах исследования проблем надежными неправительственными организациями, его подход в отношениях с некоторыми странами не учитывает всю глубину критики, содержащуюся в его же собственных документах. А в этом году даже сам доклад уже не описывает в полной мере существующего уровня угнетения в Туркменистане и опускает некоторые аспекты нынешней ситуации.
Во-первых, в документе вообще не упоминается о государственной культовой книге, созданной во время правления диктатора Сапармурата Ниязова и получившей название “Рухнама”, которая теряет значимость, но все же сохраняет свое присутствие во многих сферах. Гигантская статуя книги “Рухнама” по-прежнему стоит на одной из площадей города, кроме того, до сих пор действует университет “Рухнамы”. Эти “духовные учения” уже не являются обязательным предметом программы старших классов, но по-прежнему преподаются в начальных и средних. В этом году знание “Рухнамы” также было необходимо для поступления в государственные университеты. Недавно туркменские власти решили отпраздновать десятую годовщину создания книги и сделать 12 сентября официальной датой праздника, что странно, поскольку после смерти Ниязова прошел уже не один год, другие проявления его культа личности были устранены, и в этом новом мероприятии не было никакой необходимости. Как отмечалось в статье Новостной сводки Центральной Азии, в вузах и школах массово проходили конференции, посвященные “Рухнаме”, а в библиотеках и музеях были развернуты дополнительные экспозиции, и “все было, как всегда”.
В докладе также не рассказывается о том, как туркменское руководство использует религиозные чувства граждан в достижении своих целей. В прошлом году власти не позволили верующим отправиться на паломничество в Мекку вообще, якобы из-за боязни распространения нового вируса гриппа, и вместо этого организовали хадж внутри страны по священным местам, которые поддерживаются правительством частично из-за уважения к вековым традициям религиозного поклонения, но также и для того, чтобы прославлять государство, которое так заботится о сохранении культуры.
В этом году в конце Рамадана президент Бердымухамедов выступил по телевидению и призвал граждан “молиться Аллаху за процветания Отечества”. При поверхностном рассмотрении кажется, что этот ритуал мало чем отличается от выступления американского президента по телевидению со словами “Да благословит Господь Америку!”, но в Туркменистане в такие национальные праздники разнообразие религий и светскость неприемлемы, кроме того слияние государственной пропаганды и религиозных чувств имеет место и во многих других случаях. Например, как и в прошлые годы, туркменский лидер опять использовал мусульманский праздник “Ночь всемогущества”, выпавший в этом году на 26 – 27 августа, чтобы объявить об освобождении заключенных (никто из них не был включен в длинные списки политических заключенных или узников совести). Также правительство Туркменистана и в этот раз ограничило число верующих, которым будет разрешено отправиться в паломничество в Мекку до 188 человек, т.е. до числа, которое вмещается в самолет.
В докладе отмечается, что в некоторых мечетях уровень посещаемости низок, но путешественники рассказывают, что он растет в определенные праздники, и создается впечатление, что строгий государственный контроль и надзор за имамами может способствовать нежеланию мусульман приходить и подвергать себя риску преследований.
В докладе отмечается, что в советскую эпоху в стране действовало только четыре мечети, а сегодня, согласно Совету по делам религии Туркменистана, открыто 398 мечетей. Доклад обращает внимание на строительство и реконструкцию крупных монументальных мечетей в Ашхабаде, Геокдепе, Кипчаке и Мары – эти работы производятся в рамках крупной государственной реконструкционной программы, которая постоянно описывается государственными СМИ якобы как свидетельство проводимых реформ. Но эту деятельность, носящую позитивный характер, следует рассматривать в соответствующем контексте: в 2004 и 2005 годах мечети сносили, и, как сообщают некоторые источники, делалось это потому что имамы отказывались читать “Рухнаму” в дополнение к Корану, как этого требовали власти, отмечается в сообщении информационной службы “Форум 18”, базирующейся в Осло. И, как отмечается в докладе, что основная часть небольших мечетей в сельской местности не получают никакой поддержки, а роль священнослужителей в них выполняют добровольцы из числа старейшин.
Возможно, некоторые из этих событий будут отражены в докладе Государственного департамента в следующем году, но следует отметить, что есть причина, в связи с которой ситуация в Туркменистане не получает достоверного и полного освещения: насколько известно, уже не первый год туркменские власти не позволяют ни одной международной неправительственной или иностранной государственной организации беспрепятственно изучить ситуацию со свободой вероисповедания в Туркменистане. Местные жители, которые пытаются сообщать об ущемлениях верующих, сами рискуют стать жертвами преследований, и чиновники умалчивают об этих проблемах, отмечается в статье информационной службы “Форум 18”. В сентябре 2008 года специальному докладчику ООН по свободе вероисповедания удалось нанести визит в Туркменистан, который проходил под строгим государственным контролем. По результатам визита был сделан вывод о том, что ситуация несколько улучшилась по сравнению с периодом правления Ниязова, но возможности регистрации и деятельности религиозных общин по-прежнему ограничены.
Более того, несмотря на то, что в 2007 году президент Бердымухамедов лично пригласил представителей Американской комиссии по свободе вероисповедания в мире нанести ответный визит (делегация комиссии посетила Туркменистан в 2007 году), в прошлые два года туркменские власти отказывались встречаться с ними и заявляли о своем нежелании буквально накануне отбытия делегации в Ашхабад, отмечается в докладе комиссии за 2011 год. В последний раз это произошло в декабре 2010 года; в феврале 2011 года в ответ на запрос Комиссии о продолжении диалога посол Туркменистана в Соединенных Штатах заявил: “Мы гарантируем, что Туркменистан готов принять вас и членов Комиссии, когда вам будет удобно, и обсудить вопросы свободы вероисповедания в Туркменистане”. Но до сих пор дата визита еще не определена.
Депеша, якобы отправленная американским посольством 28 декабря 2009 года, которая недавно была опубликована “Викиликс”, показывает, как США стараются добиться визита Комисии по свободе вероисповедания – получив отказ дважды – и даже столкнувшись с неожиданной приостановкой ранее оговоренного разрешения на посадку в туркменском аэропорту самолетов, перевозящих гуманитарные грузы в Афганистан. Министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов сообщил американскому поверенному, что посадка самолетов может рассматриваться как “технический вопрос”, а диалог о “деликатной” теме религии должен быть “конструктивным”. Задержки и уклонение от визита Американской комиссии по свободе вероисповедания в мире – которая сама же рекомендовала включить Туркменистан в список стран, вызывающих особое беспокойство – должны были быть упомянуты в ежегодном докладе Государственного департамента о свободе религии, но в нем отмечалось лишь то, что “посетивший страну представитель Госдепартамента США поднял вопрос о свободе религии”.
Из Анализа новостей, выпуск 37(2011)