В последние дни из Туркменистана поступают сообщения о задержаниях гражданских активистов в различных регионах.
Так, по информации turkmen.news, вечером 16 июля из своего дома в городе Гёкдепе Ахалского велаята была задержана и увезена в неизвестном направлении бывший врач Хурсанай Исматуллаева, уволенная летом 2017 года под надуманным предлогом. Задержание последовало на следующий день после упоминания ее кейса в ходе онлайн-встречи «Практики подавления в Центральной Азии: голоса правозащитников», организованной несколькими депутатами Европарламента. Поздно вечером домой к Исматуллаевой приехали около 10 полицейских и людей в гражданской одежде, которые забрали с собой всю имевшуюся дома оргтехнику и телефоны (https://turkmen.news/human-rights/ismatullaeva-urgent/).
По неподтвержденным пока данным, в тот же день еще один активист был задержан в Дашогузе, его местонахождение неизвестно.
Туркменские активисты в Турции также жалуются на усиление давления в последние месяцы.
Так, 36-летний Мердан Джораев, работающий на стройке в Стамбуле, несколько месяцев назад начал открыто выступать на Тик-Ток с критикой туркменского режима. Вскоре последовала реакция туркменских властей. 20 апреля его сестру Азизу Хемраеву, проживающую в 1-ом микрорайоне Туркменабада, вызвали в домоуправление, где неизвестные люди в гражданской одежде, отказавшиеся назвать себя, дали ей прослушать выступления Мердана, сфотографировали ее в анфас и профиль и предупредили, чтобы ее брат больше не выступал в интернете, а за новым паспортом «может вернуться в Туркменистан». 4 мая ее вновь вызвали на беседу, угрожали, что «всю семью сделаем предателями Родины, а детей выгоним из детского сада и школы» (29-летняя Азиза – домохозяйка, воспитывает пятерых несовершеннолетних детей). 11 мая ее увезли в закрытой машине в неизвестное место, где продержали в помещении около 4 часов. Угрожали, кидали в нее бутылку с водой… Азиза сказала, что ее брат – взрослый человек со своей позицией, она за него не отвечает, и предложила позвонить ему. Но такое предложение допрашивавшие не приняли. У нее взяли телефонный номер ее мужа Бабамурада Эльмурадова, находящегося на заработках в Турции, после чего отпустили, пригрозив, что «в следующий раз будет хуже».
В последней декаде мая Эльмурадов, ранее не общавшийся с Мерданом, стал звонить ему, предлагал встретиться, а когда тот отказался, перешел к угрозам в адрес «предателя». После того, как активист заблокировал его звонки, угрозы стали поступать через IMO находящейся в Турции второй сестре Мердана. 8 июня активисту позвонил неизвестный, назвавшийся сотрудником турецкой полиции. Он сказал, что знает, где живет Мердан (назвал адрес), что его документы просрочены и в полицию поступила жалоба, поэтому в ближайшее время его задержат. В последовавшей переписке есть слова: «тебе нечего делать в этой стране», «я не оставлю тебя в покое», «до четверга с тобой разберусь» и т.п. Мердан сомневается в том, что такие фразы могли исходить от полицейского. Затем последовали другие подозрительные звонки… В июне Азиза сообщила брату, что больше не сможет общаться с ним по телефону, так как опасается дальнейшего давления туркменских властей.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.