Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Туркменистан: православие в осаде.

Туркменистан: православие в осаде.

Амангозель два года назад приняла православие, но побаивается ходить в церковь после того, как ее подругу туркменские спецслужбы выследили в православном храме и пригласили на «профилактическую беседу».

«Там ей прочитали “лекцию” о том, что истинные туркмены всегда были правоверными мусульманами, что принятие христианства может расцениваться как своего рода предательство. Ей “настоятельно рекомендовали” отказаться от христианства и вернуться к Аллаху», - рассказывает Амангозель.

Несмотря на то, что в Туркменистане православие, наряду с исламом, является официальной религией, на сегодняшний день у православных, составляющих примерно 9% населения Туркменистана (всего в стране проживает 4,5 млн. чел.), нет возможности выписывать религиозную литературу, получать православное образование. В каждом приходе во время церковных обрядов присутствуют сотрудники туркменских спецслужб, которые наблюдают за прихожанами.

Общеизвестно, что в Туркменистане не осталось такой сферы деятельности, на которую не обратил бы свое самое пристальное внимание Туркменбаши. Не обошел он своим вниманием и русскую православную общину.

Русская православная церковь в Туркмении имеет государственную регистрацию, а высшее духовное лицо РПЦ в Туркменистане - секретарь Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского, протоиерей Андрей Сапунов - по совместительству также является заместителем председателя Совета по делам религий Туркменистана, то есть фактически - туркменским госчиновником. Но, несмотря на это, политика властей по отношению к православным оставляет желать лучшего.

После внесения изменений и дополнений в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» в ноябре 2003 года верующие потеряли надежду на улучшение ситуации. Отныне ввоз религиозной литературы в страну оказался под запретом, а православным священником может быть лишь гражданин Туркменистана, имеющий диплом соответствующего учебного заведения, выданный на территории Туркменистана.

«Даже в советское время, когда религия не “приветствовалась”, мы не ощущали такого давления и ущемления своих прав. Новые изменения по своей жесткости превосходят аналоги советского времени», - говорит Иван Петрович - прихожанин Никольской церкви в Ашгабате.

При некоторых приходах функционируют воскресные школы, которые остаются последними островками негосударственного религиозного образования. Однако численность обучающихся в них детей вряд ли превышает сотню на всю страну.

«Для открытия большего количества воскресных школ нужны финансовые вложения. А материальное положение приходов в Туркменистане критическое, почти треть из них не в состоянии содержать даже своего настоятеля», - говорит Анастасия - преподаватель «Слова Божьего» в Церкви Св. Александра Невского в Ашгабате.

В настоящее время в Туркменистане зарегистрировано 12 приходов РПЦ, объединенных в три благочиния и являющихся частью Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской православной церкви.

В мае 2005 года президент Туркменистана Сапармурат Ниязов обратился к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II с неожиданным предложением подчинить приходы, расположенные на территории его страны, непосредственно Патриарху. Подоплекой такого обращения может являться нежелание Туркменбаши хоть в какой-то сфере подчиняться Ташкенту.

«Туркменская русская православная церковь уже давно стала “марионеточной церковью”. Высшее духовное лицо православной церкви является туркменским представителем государственной власти, следующим “мудрой и дальновидной” политике Туркменбаши», - говорит член русской православной общины в Туркменистане.

Заискивание Туркменбаши перед русским Патриархом - явное лицемерие, учитывая его отношение к православной церкви.

Например, Ниязов отказал в визе уже нескольким российским священникам, желающим служить в Туркменистане, и заставил ряд делегаций Московской Патриархии, направлявшихся в Туркменистан, сократить число делегатов. Сам Алексий, который не раз посещал свои приходы в Центральной Азии и Закавказье, пока так и не дождался от Туркменбаши приглашения посетить Туркменистан.

Несмотря на приглашения Московской Патриархии, представители мусульманской и православной религий из Туркменистана не смогли принять участие в инаугурационном заседании Межрелигиозного совета стран СНГ. В конце прошлого - начале нынешнего года, когда по странам СНГ возили прах двоих православных мучеников советской поры, вопрос о заезде в Туркменистан даже не обсуждался.

Патриарх Алексий не принял предложение Ниязова подчинить туркменские приходы непосредственно Москве, но, видимо, не желая осложнять и без того нерадостное положение братьев по вере в Туркменистане, ответил Туркменбаши в дипломатичной, даже несколько подобострастной манере, выразив ему «искреннюю благодарность за внимание к нуждам православных приходов, расположенных на территории Туркменистана».

IWPR.

Последние новости

Открытое письмо президенту Туркменистана по поводу систематических нарушений прав туркменских граждан на свободу передвижения.
Открытое письмо президенту Туркменистана по поводу систематических нарушений прав туркменских...
Права и свободы TуркменErkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч2
Права и свободы TуркменErkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч2
Права и свободы Tуркмен/Erkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak-hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч1
Права и свободы Tуркмен/Erkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak-hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч1
Новости из Каракалпакстана: положение политзаключенных, допрос активиста
Новости из Каракалпакстана: положение политзаключенных, допрос активиста
Правозащитники направили запрос Омбудсмену Узбекистана в связи с событиями 2022 года и проблемами прав человека в Каракалпакстане
Правозащитники направили запрос Омбудсмену Узбекистана в связи с событиями 2022 года и проблемами...