Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

С.Ниязов: “Так что отныне ...люди будут ездить лечиться в Ашхабад”.

С.Ниязов: “Так что отныне ...люди будут ездить лечиться в Ашхабад”.

В начале февраля президент Туркменистана подтвердил намерение властей закрыть все районные и областные больницы. По словам С. Ниязова все квалифицированные медицинские кадры сосредоточены в столице, «так что отныне, - сообщил президент, - в каждом областном центре остается только диагностический центр, по направлениям которого люди будут ездить лечиться в Ашхабад. Все остальные больницы и госпитали на территории страны закроются».

Туркменский Хельсинкский Фонд считает, что подобные шаги властей еще больше ограничат право туркменских граждан на охрану здоровья. Теперь занемогшие граждане отдаленных районов Туркменистана должны будут сначала накопить денег на дорогу, чтобы добраться до областного диагностического центра, затем скопить денег для поездки и проживания в Ашхабаде и, конечно же, собрать довольно приличную сумму на оплату лечения.

Низкий уровень жизни и высокая безработица в районах и областях ограничивают возможность населения получать квалифицированную медицинскую помощь на платной основе в столице. Кроме того, подобными мерами власти еще больше снизят уровень жизни туркменского населения. (Согласно рейтинга, составленного на основе статистических данных ЦРУ США среди стран СНГ наименьшая продолжительность жизни в Туркмении – 61,19 года).

Сам же президент Туркменистана намерен на днях лечь на операцию по поводу катаракты левого глаза. По сообщениям СМИ, на несложную операцию приедут шесть специалистов из Германии. Местные врачи утверждают, что подобные операции они уже давно и успешно проводят в институте глазных болезней в Ашхабаде.

В вестибюле института глазных болезней (директор-Амансахатов Шамурад) вывешены расценки, утвержденные заместителем министра здравоохранения. Ни в одной другой больнице столицы нет утвержденных расценок, каждая из них работает по расценкам, выдуманным администрацией той или иной больницы. (См. пресс-релизы ТХФ “Граждане Туркменистана имеют право на охрану здоровья...”Ч.1 от 31.01.2005 г.; Ч.2 от 07.02 2005 г. ; Ч. 3 от 10.02.2005 г. ).

Операция по поводу катаракты глаза стоит 3 440 000 манат. (Официальный курс доллара 5 200 манат, рыночный – примерно 25 000 манат). Лазерное лечение стоит 2 990 000 манат, консервативное лечение проводится в три этапа: стоимость первого этапа 1 250 000 манат, второй этап обойдется в 1 740 000, третий – 2 500 000 манат. Лечение глаукомы также проводится в три этапа: на первом и втором этапах необходимо заплатить по 1 180 000, на третьем – 2 250 000.

Консультация по поводу заболевшего ребенка обойдется в 8 000 манат, койко-место в сутки стоит 35 000 манат. Кроме этого есть негласные таксы: за консервативное лечение нужно заплатить 150 долларов США, лечащему врачу 100 долларов.

Как на процедуры, так и на операцию пациенты обязаны приносить с собой все необходимые лекарства, шприцы, бинты-марлю, лейкопластырь, даже обыкновенную бритву, которой, например, разрезают глазные жировики.

Каждый врач и медсестра за свой счет обязаны делать ремонт в кабинетах. Они сами приобретают необходимое для кабинета имущество, вплоть до лампочек и канцелярских принадлежностей. Ремонт снаружи здания, в коридорах, вестибюле и туалете производится за счет обеспеченных пациентов. По наблюдениям специалистов за последние три года количество пациентов в глазном институте резко сократилось. Если в 2000-2002 гг. в коридорах глазного были очереди, то уже сейчас, из-за дороговизны, больные не могут позволить себе лечение: институт полупустой.

Мало пациентов в больнице им. С. Ниязова: за десятидневное лечение нужно заплатить 1 800 000 манат, плюс закупить все необходимые лекарственные препараты и оплатить исследование анализов. Зато большие очереди появились в больнице “Красный Крест”, потому что из оплаченных пациентом 1 500 000 манат на лекарства и лечение, врачи честно возвращают стоимость того препарата, который из-за отсутствия в аптеках не был применен.

Переполнено родильное отделение НИИ “Здоровья матери и ребенка”. Здесь роды принимают бесплатно, но как сказал один из ведущих врачей института: “Через два дня женщину с ребенком обязательно выпишут, даже если еще не отпала пуповина новорожденного”. Все другие родильные отделения в столице работают только на платной основе.

“Скорая помощь” г. Ашгабада также не отстает от больниц. С начала нового года “скорые” стали нелегально брать по 50 000 манат за вызов, плюс требуют от пациентов шприцы, лекарства, бинты и т.д. В народе муссируются слухи, что власти намерены и реанимационные отделения скорой помощи перевести на “туркменский хозрасчет”: если у экстренного больного не будет средств, то его в реанимацию принимать не будут.

Туркменский Хельсинкский Фонд 18 февраля 2005 г.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.