Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Таинственные убийства в туркменском городе Мары.

Таинственные убийства в туркменском городе Мары

В городе Мары на юго-востоке Туркменистана один за другим происходят чудовищные убийства, а молчание властей и прессы порождает различные слухи и сеет панику среди населения.

IWPR не удалось выяснить, что именно происходит в Мары – втором по величине городе страны (ранее он назвался Мерв). Одни говорят, что в городе орудует серийный маньяк-убийца, другие – что действует банда вооруженных исламских экстремистов, третьи утверждают, что во всем виноваты наркоманы.

Туркменистан преподносит себя миру как благополучная, чуть ли ни райская страна, где нет и не может быть места преступности. Как при советской власти, официальная пресса попросту игнорирует всякий «негатив».

Когда случается что-то, о чем и так всем становится известно, так как информация передается «из уст в уста», пресса все равно молчит, тем самым подогревая панические настроения и порождая все более ужасные слухи.

«Информация об убийствах наделала много шума. Тем не менее, власти пытаются замалчивать произошедшее. Замалчивали в 1999 году и информацию о жертвах землетрясения в Казанжике, как будто их не было», - сказал корреспонденту житель Ашгабата, который, узнав, что в Мары что-то не ладно, стал сразу звонить своим родственникам в этом городе.

Примечателен тот факт, что если после развала СССР на всем постсоветском пространстве отошли от практики замалчивания преступлений, природных катаклизмов, стихийных бедствий и т.п., то Туркменистан и здесь «пошел своим путем». Однако, отсутствие информации о преступлениях не означает, что в стране нет преступности.

О ее масштабах говорит такой факт. Ежегодно в Ночь всепрощения и завершения священного месяца мусульман Рамадана из туркменских тюрем амнистируется 10-12 тысяч заключенных. Этот закон об амнистии действует уже в течении десяти лет. Учитывая, что даже после амнистии туркменские тюрьмы остаются переполненными в два-три раза, можно судить о количестве осужденных в стране с пятимиллионным населением.

Согласно милицейской статистике, преступность в Туркменистане за последнее время значительно помолодела и возросла. Происходит это в первую очередь в связи с нищенским положением населения, тотальной безработицей и доступностью наркотиков.

«В последние годы преступность в Туркменистане охватывает не только так называемые «неблагополучные» слои населения, но и представителей благополучных, даже элитных семей, - рассказывает сотрудник одного из пенитенциарных учреждений Ашгабата. - Я думаю, причина кроется в доступности и распространенности наркотиков. Все, кто к нам попадает - наркозависимые люди».

По его мнению, отсутствие реабилитационных программ для бывших заключенных и наркоманов виной тому, что многие из них вновь оказываются за решеткой.

Что касается происходящего в г. Мары, то, по некоторым данным, здесь убито уже 27 человек.

Слухи о зверских убийствах в Мары достигли столицы в начале июля. По информации, на условиях анонимности полученной IWPR из правоохранительных органов Ашгабата, речь идет о мужчине, бизнес и имущество которого пострадали от действий местной администрации. Получив на этой почве психическое расстройство, мужчина якобы решил мстить режиму с оружием в руках.

Другой источник в правоохранительных органах озвучил иную версию. Здесь речь идет о вооруженной банде исламских экстремистов, перешедших границу с Афганистаном. Религиозные фанатики якобы отстреливают «не истинных мусульман». Численность банды, согласно сведениям источника, насчитывает чуть более 30-ти человек.

Каждый источник уверяет, что именно его версия достоверна, не скрывая и того факта, что всем силам реагирования дана установка не разглашать информацию о том, что на самом деле происходит в Мары.

4 июля в Мары в срочном порядке было направлено подкрепление из столицы в составе сотрудников МВД, уголовного розыска и спецслужб. Въезд в Мары был временно ограничен для всех граждан Туркменистана, не имеющих местной прописки.

«10 июля я хотела поехать к подруге в Мары на юбилей, - говорит пенсионерка, жительница Ашгабата. - Но в авиакассе сказали, что не могут продать билет, потому что пока билеты продают только тем, кто живет в Мары, а тем, кто в других городах, не продают. Кассир ничего мне не объяснила, только сказала, что это временное указание, и чтобы я пришла через месяц».

Тем не менее, паника вокруг произошедшего не успела пойти на убыль, как через две недели в Мары срочно было направлено новое подкрепление из Ашгабата, теперь уже включая высших военных чинов.

Полковник МНБ, срочно направленный в Мары в конце июля, рассказал, что речь в действительности идет о банде исламских экстремистов, местонахождение которой не удается определить уже в течении нескольких недель. Этот же источник сообщил, что члены группировки рассредоточились, и некоторые из них уже могут находиться в Ашгабате.

Он также сообщил, что «сверху» им спущена официальная версия случившегося. Якобы двое молодых мужчин-наркоманов убили таксиста, угнали машину и позднее в состоянии наркотического опьянения убили женщину и ребенка.

Оценить достоверность любой из этих версий не представляется возможным. Можно лишь предположить, что история о наркоманах может быть попыткой выдать обществу наиболее «облегченную» версию случившегося. С другой стороны, и история с исламскими экстремистами может быть продуктом чересчур пылкого воображения чиновников, которые, надо полагать, пристально следили за недавними событиями в соседнем Узбекистане.

Один сотрудник МВД подтвердил, что в городе Мары произошло ЧП, но отказался дать какую-либо информацию. «Я не могу вам рассказать, что именно произошло в Мары, потому что мы не имеем права разглашать данную информацию, но могу сказать, что ЧП в этом городе имело место, и даже были человеческие жертвы. В настоящее время ведутся оперативно-розыскные мероприятия», - сказал он.

«Происшедшее в Мары заставило всех нас - сотрудников правоохранительных органов - задуматься о той системе безопасности, которая существует на сегодняшний день в Туркменистане. Получается, что все наши меры неэффективны и давно устарели», - добавил он.

Печатные и электронные СМИ продолжают хранить молчание по поводу марыйских событий, а в обществе нарастает страх.

«Мой отец работает в милиции, - говорит жительница Ашгабата Айлар. - Он запретил мне садиться в частное такси, если на машине марыйские номера. Он сказал, что это опасно. Я и сама много слышала о том, что в Мары произошло несколько убийств».

IWPR.

Последние новости

Каракалпакские активисты призвали к бойкоту выборов.
Каракалпакские активисты призвали к бойкоту выборов.
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.