В Американской Хельсинской Комиссии в Вашингтоне прошел брифинг по вопросам свободы религии в Узбекистане и Туркменистане. Проблемы и перспективы изменений в области свободы вероисповедания обсудили видные американские и зарубежные специалисты по Центральной Азии. На брифинге побывала наш корреспондент Наджия Бадыкова.
Открывая брифинг Конгрессмен Кристофер Смит, сопредседатель Американской Хельсинской Комиссии отметил, «Узбекистан продолжает репрессивную политику по отношению в верующим, в результате которой тысячи граждан, в основном мусульман заключаются в тюрьмы. В Туркменистане прогресс незначителен. США не могут игнорировать факт нарушения прав граждан на свободу религии и должны признать, что эти страны являются злостными нарушителями свободы вероисповедания.»
Джозеф Грибоски, Президент Института Религиозной и Общественной Политики в Вашингтоне cказал, «Со дня принятия Международного Акта о свободе религии в 1998 году, странам ЦА, особенно Узбекистану и Туркменистану уделялось крайне мало внимания. Тракты 2001 года и новые стратегические интересы США в регионе принесли больше внимания, но вместе с тем и пренебрежение к состоянию демократизации, прав человека и религиозных свобод в этих странах. Для США наиболее важным в Узбекистане и Туркменистане стали новые стратегические разработки и альянсы, которые помогают войне с терроризмом. Мы столкнулись с ухудшением в отношениях с Узбекистаном, так как правительство США не смогло честно донести до Узбекистана, что значит быть партнером, союзником и другом США. Мы вошли в страну с желанием быть другом и союзником Узбекистана, но были не до конца честными. Я думаю, что частью проблемы, особенно после событий в Андижане, является факт, что правительство США не вступает в диалог, а наоборот, критикует правительство Узбекистана, ставит под сомнение надежность и легитимность расследования Андижанских событий. Это разбило отношения между странами, повредило присутствию США в Узбекистане, а также защите и развитию основных прав человека.
В Туркменистане ситуация абсолютно другая. Никто в Вашингтоне не знает, как вести себя с Туркменистаном. Президент Ниязов счастлив в самоизоляции , ему ничего не нужно, он ничего не хочет. Что у нас есть, кроме связи с общественностью?
Те значительные изменения, о которых говорится в докладе Госдепартамента США о Туркменистане, совсем не являются существенными. Религиозная свобода находится в том же состоянии, что и год назад.»
Нокс Темс Консул Американской Хельсинской Комиссии заметил, «Я был удивлен, что Узбекистан не был назван Государственным Департаментом страной особого внимания в связи с увеличивающимися нарушениями там религиозных свобод. Кроме того, отношения между США и Узбекистаном совершенно сошли на нет. Именно сейчас США необходимо отметить важность свободы религии, а Узбекистану нужно изменить поведение в этой сфере.
В Туркменистане за последний год произошли некоторые изменения в лучшую сторону. Были зарегистрированы некоторые группы. Но все равно, настоящей свободы религии там нет. Туркменистану нужно двигаться вперед, и если мы не увидим улучшений, Туркменистан окажется в центре внимания.
Признание Узбекистана страной вызывающей особую озабоченность не принесет изменений. США и Узбекистан настолько отдалились друг от друга, что это не сможет мотивировать Узбекистан сделать какие-либо шаги в нужном направлении. Для политики США важно говорить правду. И если Узбекистан является нарушителем прав, нужно об этом сказать.
В Туркменистане изменения могут произойти. Мы уже видели прогресс в стране благодаря тому, что ее назвали страной повышенного внимания. Надеюсь, что это мотивирует правительство Ниязова сделать шаги, которые он до настоящего времени не хотел предпринимать.»
Американской Комиссии по Международной Религиозной Свободе рекомендовала Государственному Департаменту США включить Туркменистан и Узбекистан в список стран злостных нарушителей свободы религии, однако до сих пор этого сделано не было.
Голос Америки.