Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

ООН уполномочен заявить.

ООН уполномочен заявить.

В прикаспийском портовом городке Туркменбаши отшумел фестиваль детского творчества: более 600 подростков из 15 стран мира, из бывшего СНГ, Восточной Европы, Турции и государств Персидского залива на туркменистанской земле встречали, по описанию прессы, как VIP-персон. Всех их разместили в фешенебельных отелях, предоставили прогулочные катера, лучшие концертные площадки. По выражению государственного агентства Туркмен хабарлары, «в течение целой недели вся страна была погружена в атмосферу этого звонкого, искрящегося праздника мира, дружбы и счастливого детства», а благодарная ребятня наперебой признавалась, что, посетив страну Туркменбаши, они были «на седьмом небе от счастья».

В то же время, в стороне от местных СМИ осталось другое, не менее примечательное событие. Совсем недавно Туркменистан, с десятилетним опозданием отчитался перед Комитетом ООН по правам ребенка. Произошло это не случайно, центральноазитское государство только в прошлом году ратифицировало ряд протоколов к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции, порнографии, участия детей в вооруженных конфликтах, в те же сроки была принята и Национальная программа профилактики ВИЧ. В одном из интервью туркменской прессе, представитель ЮНИСЕФ охарактеризовал Туркменистан, как страну «где забота о подрастающем поколении является задачей первоочередной важности и приоритетным направлением национальной политики». В подтверждение своих слов он напомнил, что в стране бесплатное медицинское обслуживание, законодательно гарантированное детям, присвоение ему статуса без полиомиелита с 2002 года и признание в качестве четвертой страны мира, гарантировавшей повсеместную йодизацию соли.

Однако, критические замечания, прозвучавшие по завершении слушаний «туркменского доклада» по Конвенции о правах ребенка, в самом Нью-Йорке оказались не столь оптимистичны и их можно оценивать даже как беспрецедентные. Открытым текстом указывалось на «неэффективность» президентских указов, половинчатость принимаемых мер и даже «несоответствие и расхождение в национальном законодательстве» с международными стандартами. Один из примеров — ситуация сложившаяся вокруг принятого в 2005 году закона запрещающего труд детей и осуждающего привлечение детей к уборке хлопка. «Комитет (ООН) обеспокоен в связи с тем, что эта практика все еще имеет широкое распространение». К слову сказать, в ближайшее время начинается очередная хлопковая пора, и туркменский президент Сапармурат Ниязов уже загодя признал, что пагубная привычка все еще не искоренена. «Вот в США хлопок вручную не собирают, отсюда и себестоимость низкая. А у нас, чуть что, по привычке детей, семьи гоняют», — сказал руководитель на одном из расширенных правительственных совещаний.

Но это только часть проблемы, которая болезненно отразилась, как на системе здравоохранения, так и в области образования. Как известно, в самый разгар страды, на хлопковые плантации отправляют всех сельчан, вплоть до сотрудников скорой помощи, не говоря уже о дипломированном медперсонале или учителях. Как результат — в больнице некому осмотреть пострадавших и оказать хотя бы первую медицинскую помощь, как это случилось с несовершеннолетней девочкой сломавшей ключицу в автокатастрофе и умершей из-за кровопотерь на глазах у своих родителей. Так что, Комитет ООН большую часть своих рекомендаций адресовал именно медицинским чиновникам. В частности, международные эксперты выразили обеспокоенность в связи с тем, что согласно данным независимого исследования, «почти 80% случаев смерти детей в ранний и поздний неонатальный периоды были вызваны инфекциями и могли быть предотвращены с помощью простых и недорогих мер профилактики и лечения».

Подчеркивается к тому же, что материнская смертность, несмотря на достигнутые в последнее время положительные сдвиги, остается высокой; официальные данные о младенческой смертности являются неточными отчасти из-за недостатков системы регистрации случаев смерти; в больницах отсутствуют достаточные средства и медикаменты для оказания чрезвычайной помощи. Видимо, для кого-то из чинуш показалось логичным все бюджетные ресурсы направлять на создание суперсовременной инфраструктуры, включающей кардиоцентр, диагностический, родильный дом в живописном месте близ Копетдагских гор. Однако в народе к этому городку почему-то все еще относятся с недоверием, и не только из-за дороговизны предлагаемых услуг. В первую очередь, под сомнение ставятся профессиональные навыки персонала, укомплектованного по «телефонному» праву и внешним данным.

Комитет ООН, обеспокоен ростом среди подростков наркомании и злоупотребления психотропными веществами, а также скудной информацией об услугах в области охраны психического и репродуктивного здоровья. Как известно, врачам негласно запрещено ставить диагнозы по инфекционным заболеваниям, наркомании и туберкулезу. Согласно обрывочной статистике, участились случаи летального исхода по таким болезням, как сахарный диабет, сердечная недостаточность. На этом фоне становится ясно, что самым «больным» вопросом туркменской медицины остается кадровый. После его перевода на частичное самофинансирование ликвидируются участковые больницы, идут постоянные сокращения. Только в 2004 году 15 тыс. медработников остались без работы, их заменили простыми солдатами, которых используют в основном для уборки близлежащей территории.

Особую тревогу у Комитета ООН вызывает система образования в Туркменистане, которая «в последние несколько лет ухудшилась». В частности, указывается, что в результате реформы продолжительность среднего обязательного образования была уменьшена с десяти до девяти лет; в среднем дети посещают школу в течение 150 дней в году по сравнению с международным стандартом 180 дней, отчасти из-за того, что школьников опять же часто привлекают к работе на хлопковых полях; значительная часть программы обучения в школе посвящена изучению «Рухнама», книги написанной президентом; чуть меньше четверти детей имеют возможность посещать дошкольные учреждения; размеры классов быстро растут, условия обучения ухудшаются, а ассигнования на покупку учебников и школьных принадлежностей сокращаются; учителей часто заставляют работать на... хлопковых полях, а помещения школ могут использоваться для производства... хлопка; значительное число учителей не имеют надлежащей подготовки или не получают надлежащей оплаты за свой труд. Как известно, в Туркменистане за годы независимости было введено платное высшее образование, закрыты вечерние и заочные отделения вузов, отменены уроки иностранных языков, сокращено количество студенческих мест, а полученные за рубежом дипломы и вовсе объявлены вне закона. «Эксперименты с образованием способны отрицательно влиять на развитие общества», — в свое время предупреждал действующий председатель ОБСЕ Димитрий Рупель. По его признанию, при общении с Ниязовым он «привел негативные примеры вмешательства правительства в процесс образования в Югославии и Советском Союзе». До этого, свою озабоченность высказывал Государственный департамент США.

Комитет ООН вскрыл ряд других, не менее шокирующих моментов. Позитивно оценивая информацию о том, что с 1993 года правительство обеспечивает своих граждан газом, электричеством, водой и столовой солью бесплатно и что срок представления таких бесплатных услуг был продлен до 2020 года, ООН признал эти меры недостаточными.

В тексте рекомендаций сказано, что «из-за неравномерного распределения богатства в стране значительное количество семей живут на краю нищеты и что лишь 55% населения имеет доступ к питьевой воде, а в сельских районах этот показатель составляет четверть». Впервые Комитет сделал акцент на игнорируемой ранее проблеме беспризорников, «полученная информация свидетельствует о том, что их численность в последние годы могла возрасти», отмечено в тексте.

Туркменистан, по мнению экспертов, должен больше оказывать материальную поддержку детям, находящимся в экономически или социально ущемленном положении, и их семьям. И это не все... Комитет обеспокоен сведениями о применении пыток и жестоком обращении с задержанными, включая детей. «Они широко распространены, особенно при задержании и во время содержания в предварительном заключении, и используются как для получения признаний или информации, так и для дополнительного наказания уже после получения признания». Комитет испытывает озабоченность по поводу следующего: к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, применяются такие же уголовные процедуры, как и к взрослым; дети могут содержаться в предварительном заключении до полугода; существует только одно учреждение для несовершеннолетних правонарушителей, и на практике их не всегда содержат отдельно от взрослых; условия содержания под стражей не отвечают предъявляемым к ним требованиям; признания часто добываются силой и используются в качестве доказательства в суде; лишение свободы не всегда используется в качестве самой крайней меры.

Комитет, приветствуя тот факт, что в 2005 году свыше 10 тыс. таджикских беженцев было предоставлено туркменское гражданство, все же выражает обеспокоенность по поводу полученных им сведений о принудительном переселении этнических меньшинств, включая детей. Комитет рекомендует отменить эти методы в качестве наказания за некоторые преступления и прекратить политику принудительной миграции. Подобная практика, как известно, стала в Туркменистане внедряться после обострения отношений с Узбекистаном, когда с приграничных этой стране областей Лебапской и Дашогузской этнических узбеков стали массово переселять в Балканскую область для освоения целинных земель.

P.S. Остается надеяться, что рекомендации ООН в туркменской столице будут услышаны, учитывая, что в Ашгабате ООН считают чуть ли не единственной конструктивной структурой современного миропорядка. Власти Туркменистана не первый год просят Кофи Аннана о разработке и принятии под эгидой ООН Международной конвенции о режиме и гарантиях функционирования межгосударственных трубопроводов, в частности, чтобы обеспечить защиту для проектируемого газопровода через нестабильный Афганистан. Звучали голоса и в пользу того, чтобы ООН посодействовал решению проблем по разделу Каспия, чтобы Туркменистан смог отстоять спорные с Азербайджаном нефтяные месторождения, и, наконец, была выдвинута идея создания в Ашгабате центрально-азиатского Центра ООН по превентивной дипломатии.

Бекдурды Ханов, Ашгабат.

Журнал «Оазис»

Последние новости

Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и «беспорядках» в Каракалпакстане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и...