Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Есть ли в Туркмении политзаключенные?

Есть ли в Туркмении политзаключенные?

8 сентября президент Сапармурат Ниязов провел очередное заседание кабинета министров Туркменистана, на которое были приглашены руководители военных и правоохранительных структур.

“Обязанность каждого сотрудника полиции - это прямая работа с людьми...работники правоохранительных органов на местах должны наладить тесный контакт с населением, быть в курсе всех происходящих событий...” - сказал президент. Кроме этого, как сообщил источник из МВД, президент потребовал ответственно подойти к составлению списков заключенных, которые подпадают под намеченную на октябрь очередную амнистию (10 000 заключенных выйдут на свободу к 15-летию независимости Туркменистана).

Главное требование: чтобы в списки не попали люди, которых власти относят к неблагонадежным. Поскольку в Туркменистане преследуется инакомыслие и гражданская активность, отсутствует прозрачное судопроизводство, правозащитники твердо убеждены, что есть основания считать политзаключенными тысячи заключенных, осужденных по сфабрикованным властями уголовным делам. Как их определить? Это те кто лишен свиданий, переписки с родственниками, кому запрещен доступ МКК и других международных наблюдателей, их содержат изолированно от других заключенных, их подвергают жестоким преследованиям и унижениям в местах лишения свободы, со стороны администрации к ним особое, более жестокое отношение, таких заключенных периодически посещают комиссии из министерства национальной безопасности, прокуратуры, МВД и, как сообщают, подвергают политзаключенных моральным и физическим унижениям.

Для особого контроля личные дела подобных заключенных хранят под грифом “Совершенно секретно”. Согласно указа президента их не включают в списки амнистируемых, более того, администрация колоний, выдумав различные придирки, удлиняет сроки их наказания. Например, до сих пор в местах лишения свободы находится узник совести Мухаммедкули Аймурадов. Весной 2004г. его вернули еще на три года в тюрьму строгого режима в Туркменбаши, отличающуюся особой жесткостью условий содержания.

И наконец, это жертвы регулярных чисток, которые следуют за громкими судебными делами над высокопоставленными чиновниками.

И не обязательно, чтобы эти люди были осуждены по “политическим статьям”, не обязательно, чтобы они были членами оппозиционных партий, движений, НПО. Прогрессивно мыслящие граждане: журналисты, учителя, писатели, правозащитники, интеллигенция, пенсионеры... вся вина которых в том, что они имели смелость осудить режим Ниязова, или написать письмо со своими предложениями в президентский совет, или обжаловать несправедливое решение суда, или настойчиво обращаться в различные инстанции жалуясь на беззаконие, или же быть в родственных отношениях с инакомыслящими. Это могут быть лояльно настроенные к гражданскому движению лица, их коллеги, друзья.

Местные наблюдатели на основе прямых и косвенных сведений пришли к выводу, что на данный момент в местах лишения свободы находится до 18 тыс заключенных. Не менее 4 тысяч из них, неизменно не включаемых властями в списки амнистируемых, можно считать туркменскими политзаключенными. (Данная информация получена от близких осужденных и подтверждена сотрудниками LBK-12 и чиновником из МВД). Известно, что в Туркменистане амнистия в основном касается лиц, осужденных за кражу, наркоманию, распространение наркотиков, и даже, лиц совершивших тяжкие преступления, в том числе убийство.

Местные наблюдатели передают: ежегодная праздничная амнистия не преследует цель вернуть в общество искренно покаявшихся заключенных, ее цель – освободить битком набитые тюрьмы, ежегодно пополняемые десятками тысяч людей. Другая, немаловажная для режима, цель амнистии – в очередной раз убедить народ, что в Туркменистане справедливости добиться нельзя, а можно получить ее от единственного полноправного гражданина страны – С.Ниязова.

И еще одно требование прозвучало на совещании 8 сентября: усилить контроль на границе.

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссия по изучению событий в Каракалпакстане в июле 2022 года
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссии по изучению событий в Каракалпакстане в...
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.