Заявление Туркменского Хельсинкского Фонда 31 августа 2003года туркменские спецслужбы выселили из Ашхабада заслуженного пенсионера, инвалида, 77-летнего Сазака Бегмедова. Сазак Бегмедов – заслуженный юрист Туркменистана, проработавший много лет в системе прокуратуры Туркменистана в советское время. С 1971 по 1976 годы работал прокуророром Марыйской области, в 1976-1982 годах – 1-ым заместителем республиканской прокуратуры Туркменистана. С 1982 года по 2002 год занимался преподавательской деятельностью в ВУЗах. Он является отцом председателя ТХФ Таджигуль Бегмедовой.
Из достоверных источников о произошедшем известно следующее. 31 августа 2003 года, днем, С.Бегмедов возвращался из аптеки. На улице, перед домом в 11-м микрорайоне, где он с супругой на свою пенсию снимал две комнаты, его поджидали четыре человека в форме. Они представились работниками Министерства внутренних дел: Пашшагулыев Гандыммурад - начальник группы, Нуралиев Юсуп, другие двое назвались Батыр и Джума. На вопрос Бегмедова : "Что вам надо?", - они ответили, что его вызывают в Генеральную прокуратуру и, грубо схватив его, поволокли к машине, втолкнули в нее и повезли.
В дороге Бегмедову стало плохо с сердцем и он попросил отвезти его в больницу. Конвоировавшие его люди успокоили, пообещав показать врачу. На самом деле, его на большой скорости вывезли из города, довезли в аэропорт, где вместе с конвоиром посадили в самолет на рейс в Дашховуз, который вылетал в 14ч.00 минут.
Перед посадкой в самолет Бегмедов стал выяснять в чем дело? На его вопросы Пашшагулыев Г. сказал : "Это приказ сверху, приказ самого президента". Бегмедов потребовал предъявить постановление на арест или любой другой документ от властей. В ответ работники полиции сказали : "Это связано с каким-то туркменским хельсинкским комитетом". Когда Бегмедов С. попросил разрешения взять из дома свои документы, лекарства и одежду он получил отказ в грубой и нецензурной форме.
В Дашховузском аэропорту его с конвоиром ждали двое полицейских. На вопрос : "Что дальше?", - они не дали никакого ответа и предложили отвезти к кому-либо, кого он назовет. Тогда Бегмедов потребовал отвезти его в Департамент полиции Дашховузского велаята. Там он встретился с начальником департамента и попросил разъяснить ситуацию. Его предупредили, что любой выход из дома должен быть согласован с полицией. Поскольку полиция предоставить жилье Бегмедову не намеревалась, он назвал адрес своих дальних родственников и его под конвоем довезли по данному адресу.
По сути, Сазак Бегмедов подвергся принудительной внутренней депортации. При этом, туркменские власти, без предъявления какого-либо уголовного обвинения, нарушили следующие гражданские права Сазака Бегмедова, гарантированные Конституцией Туркменистана:
1) на достойное обращение со стороны государственных органов 2) на получение медицинской помощи 3) на свободу выбора места жительства 4) на свободу передвижения 5) на получение пенсии. С. Бегмедов прописан в городе Ашгабат. Пенсия в Туркменистане привязана к месту прописки и выдается только там.
Это не первый случай преследования. Ранее, он и его семья уже подверглись репрессиям. Сразу после выступления по телевидению президента Туркменистана С.Ниязова 20 сентября 2002 года о похищении 40 миллионов долларов из Центрального банка страны, правоохранительные органы сфабриковали обвинение против сына Бегмедова Сазака – Сердара, который был осужден на длительный срок заключения. Также по сфабрикованному полицией обвинению в сопротивлении работникам полиции была осуждена на длительный срок его дочь Акджагуль. Длительные сроки заключения по таким же сфабрикованным делам получили многие другие родственники. Жилье и имущество его и родственников было незаконно конфисковано. Он в течении года добивался справедливости, отправил 10 писем президенту Ниязову, 17 заявлений генеральному прокурору, в Министерство национальной безопасности, писал письма и заявления в ОБСЕ, Верховному комиссару ООН. Свое последнее письмо он адресовал недавно состоявшемуся Халк Маслахаты (Народному Совету), где указал, что власти не хотят заниматься поиском настоящих преступников и репрессируют невиновных. Сейчас, когда его дочь Таджигуль стала заниматься активной правозащитной деятельностью, туркменские власти решили провести еще одну акцию устрашения и пошли на очередные нарушения законности.
Туркменский Хельсинкский Фонд требует от правительства Туркменистана прекратить незаконные преследования Сазака Бегмедова и восстановить его гражданские права. ТХФ обращает внимание, что это один из очень многих подобных случаев, когда граждане Туркменистана подвергаются принудительной депортации, грубому ущемлению прав и их лишению из-за политической или правозащитной деятельности их родственников. ТХФ требует прекращения этой практики властей, идущей вразрез с международными обязательствами Туркменистана по соблюдению прав человека.
Туркменский Хельсинкский Фонд 3 сентября 2003 г.