Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

В Туркменистане новый виток преследования инакомыслящих.

В Туркменистане новый виток преследования инакомыслящих.

В последние несколько недель туркменские власти заметно усилили давление на независимых журналистов, правозащитников и гражданских активистов, сообщают наблюдатели NBCA.

20 июня в городке Бахарден Ахальской области, что в 100 км от Ашгабата, был арестован корреспондент туркменской службы радио Свобода Сазак Дурдымурадов.

По сообщению организации «Репортеры без границ», журналист был подвергнут избиениям и пыткам сотрудниками службы национальной безопасности, которые требовали прекратить сотрудничество с зарубежной радиостанцией.

В этот же день, полицейские прибыли в дом гражданского активиста из Небитдага, Гурбангулы Дурдыгулыева, узника совести, отсидевшего за свои политические взгляды несколько лет в тюрьмах и психиатрических клиниках при диктаторском режима предыдущего президента страны Сапармурата Ниязова.

Сотрудники полиции «рекомендовали» ему пройти психиатрическую экспертизу.

Согласно информации оппозиционного Интернет-издания Туркменская искра операция спецслужб против этих людей началась после того, как стало известно о запланированной на 20 июня записи передачи туркменской службы радио Свобода, посвященной обсуждению участия населения в разработке новой редакции Конституции.

Дискуссия на радиостанции должна была пройти с участием Сазака Дурдымурадова, Гурбангулы Дурдыгулыева и других активистов.

Наблюдатели NBCA указывают на тревожную тенденцию, свидетельствующую об усилении давления и контроля властей над журналистами, правозащитниками и критиками власти.

14 июня в поселке Кеши, недалеко от Ашгабата, был арестован туркменский диссидент Гулгельды Аннаниязов, находившийся последние несколько лет в Норвегии в качестве беженца, и прибывший на родину днем ранее.

По свидетельству правозащитников, Аннаниязов, «воодушевленный» заявлениями туркменского лидера Гурбангулы Бердымухамедова, приехал в страну с целью помочь властям и обществу в вопросах совершенствования образования и медицины. Он намеревался реализовать совместный туркменско-норвежский проект «Борьба с наркоманией, туберкулезом и их лечение».

В начале июня, туркменские власти не выпустили из страны Андрея Затоку, гражданского активиста и эколога, который должен был принять участие на встрече экспертов международной экологической программы в Москве.

Чуть ранее, в мае этого года, туркменские власти приговорили к 12 годам тюремного заключения Валерия Паля, гражданского активиста из города Туркменбаши, обвинив его в экономических преступлениях. Правозащитники настаивают на справедливом пересмотре дела, которое имеет явно политическую подоплеку.

Таджигуль Бегмедова, председатель Туркменского Хельсинского фонда базирующегося в Болгарии, говорит, что происходящее в стране было ожидаемо. Власти продолжают применять политику двойных стандартов, декларируя демократические свободы и продолжая репрессивные методы расправы над инакомыслящими, говорит она.

«Если бы Бердымухаммедов действительно собирался проводить либерализацию, он в первую очередь дал бы жесткую оценку репрессивным деяниям его предшественника, а так как этого не произошло, стоило ожидать, что аресты в стране будут продолжаться», - сказала Бегмедова.

Постоянно поступают сообщения, что наши активисты по-прежнему преследуются властями, продолжила она.

Источники в правоохранительных органах страны указывают, что 19 июня на заседании Совета безопасности была принята специальная директива об ужесточении мер в отношении политически неблагонадежных туркменистанцев.

«Под особый контроль попали люди, которые и раньше вызывали подозрение - журналисты, бывшие активисты ныне закрытых НПО, наиболее активные представители различных диаспор, молодежь и специалисты, побывавшие в США в рамках обменных программ, выпускники зарубежных, вузов, родственники и друзья диссидентов, обосновавшихся за рубежом» - сказал источник.

Многие журналисты сейчас опасаются арестов, так как методы контроля спецслужб изменились и становятся все изощренней.

«Нас везде отслеживают, все пароли к электронным ящикам доступны, переписка прочитывается, телефоны прослушиваются, поэтому в любой момент они могут предъявить, что мы занимаемся антигосударственной деятельностью, поскольку именно так они трактуют передачу любой информации», - сказал один из местных независимых журналистов.

http://www.iwpr.net/?apc_state=henbbtm345453&l=ru&s=b&p=btm&o=345453

Последние новости

Открытое письмо президенту Туркменистана по поводу систематических нарушений прав туркменских граждан на свободу передвижения.
Открытое письмо президенту Туркменистана по поводу систематических нарушений прав туркменских...
15 НПО: С.Бердымухамедов! Остановите БЕСПРЕДЕЛ/Ýolagçylary uçuşlardan ESASSYZ düşürmegi BES EDIŇ
15 НПО: С.Бердымухамедов! Остановите БЕСПРЕДЕЛ/Ýolagçylary uçuşlardan ESASSYZ düşürmegi BES EDIŇ
Права и свободы TуркменErkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч2
Права и свободы TуркменErkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч2
Права и свободы Tуркмен/Erkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak-hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч1
Права и свободы Tуркмен/Erkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak-hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч1
Новости из Каракалпакстана: положение политзаключенных, допрос активиста
Новости из Каракалпакстана: положение политзаключенных, допрос активиста