Другие активисты пока остаются за решеткой HRW Мы удовлетворены тем, что Валерий Паль наконец на свободе и может вернуться к семье. Но дело в том, что он, как и многие другие, с самого начала не должен был оказаться в тюрьме. Правительство должно немедленно и без всяких условий освободить и других активистов, единственное преступление которых заключалось в мирной правозащитной деятельности. Мария Лисицына, сотрудник Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии (Нью-Йорк, 9 декабря 2008 г.) - 6 декабря в Туркменистане был освобожден Валерий Паль - правозащитник, отбывавший срок по политически мотивированному делу, сообщает Хьюман Райтс Вотч.
«Мы удовлетворены тем, что Валерий Паль наконец на свободе и может вернуться к семье, - говорит Мария Лисицына, сотрудник Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. - Но дело в том, что он, как и многие другие, с самого начала не должен был оказаться в тюрьме. Правительство должно немедленно и без всяких условий освободить и других активистов, единственное преступление которых заключалось в мирной правозащитной деятельности».
По прошествии двух лет с момента смерти пожизненного президента Сапармурата Ниязова Туркменистан остается одним из самых репрессивных и авторитарных государств мира. Как минимум, сотни людей находятся за решеткой по неправосудным приговорам, в которых просматриваются политические мотивы. Сохраняются драконовские ограничения свободы выражения мнений, ассоциации, передвижения и религии.
Валерий Паль, будучи инженером по компьютерам, помогал другим активистам использовать информационные технологии для обнародования в мире информации о Туркменистане и участвовал в нескольких правозащитных проектах. 21 февраля 2008 г. он был арестован по делу о хищении в 2004 г. картриджей для принтера и других аналогичных принадлежностей на нефтеперерабатывающем заводе, где тогда работал. 13 мая в Мары он был осужден на 12 лет заключения.
Паль был амнистирован президентом Гурбангулы Бердымухаммедовым наряду с еще примерно 400 осужденными в связи с национальным праздником - Днем нейтралитета. При этом судимость с него не снимается.
«Освобождение Паля можно только приветствовать, но Туркменистану нужно еще многое сделать для соблюдения международно-правовых обязательств, - говорит М.Лисицына. - Власти должны освободить всех политзаключенных и дать активистам и гражданским группам возможность действовать свободно, и не опасаясь преследований. Такие шаги действительно могли бы служить сигналом о том, что Туркменистан всерьез настроен на исправление ситуации с правами человека».
Хьюман Райтс Вотч призывает власти Туркменистана освободить следующих заключенных:
Мухаметкули Аймурадов, осужден в 1995 г. на 15 лет по политически мотивированному делу о государственных преступлениях, в 1998 г. получил еще 18 лет за якобы попытку побега.
Аннакурбан Аманклычев и Сапардурды Хаджиев, связаны с туркменской правозащитной группой в эмиграции, в 2006 г. осуждены на сроки от шести до семи лет по сомнительному делу о хранении боеприпасов. Они содержатся в полной изоляции и, как говорят их родственники в эмиграции, все это время им ни разу не дали свидания с семьей.
Гульгельды Аннаниязов - бывший политзаключенный, в 2002 - 2008 гг. проживавший в эмиграции в Норвегии, где ему был предоставлен статус беженца. Летом 2008 г. открыто вернулся в Туркменистан и на следующий день был арестован без предъявления ордера по делу о незаконном пересечении границы. 7 октября получил 11 лет лишения свободы. Семья не знает ни подробностей дела, ни местонахождения осужденного.
Хьюман Райтс Вотч призвала правительство начать общенациональный транспарентный процесс систематического пересмотра всех политически мотивированных приговоров в отношении активистов.
HRW