25 января С. Ниязов подписал Закон Туркменистана "О пенсиях" в новой редакции (далее Закон) и дополнения в закон “О государственных пособиях”. Зарубежные средства массовых информаций широко осветили противоречивые суждения вызванные этим законом, на что МИД Туркменистана отреагировал обычным образом: ”Указанная информация носит характер ложных измышлений”.
Закон составлен таким образом, что у населения возникает впечатление о намеренно создаваемых властями недоразумениях и разночтениях на основе которых части пенсионерам будет отказано в возможности получать пенсию. Так, статья 27 “Перечень документов для назначения пенсии” ставит пенсионеров в безвыходное положение. Известно, после распада Советского Союза были ликвидированы многие предприятия союзного и республиканского подчинения, расформированы войсковые части, в том числе в процессе становления рыночной экономики - колхозы, совхозы, фирмы и коммерческие организации ( не осталось правопреемников). Таким образом, людям неоткуда взять справки, многие просто не могут собрать всех необходимых документов для перерасчёта пенсионных выплат. Местные наблюдатели сообщают, что введение этой статьи сокращает численность пенсионеров с 300.000 примерно до 200.000 человек. А по другим подсчетам, только на основании этой статьи около 50% пенсионеров - бывших колхозников возможно будут лишены права получать пенсию.
Другой вопрос, к чему собирать разные справки, когда имеются трудовые книжки в которых все прописано? Туркменские чиновники ссылаются на многочисленные нарушения, имевшие место при выдаче трудовых книжек. Однако это не значит, что страдать должны законопослушные граждане. Есть общепринятые пути решения подобных проблем. А как быть с бывшими военнослужащими, ранее вышедшими на пенсию в возрасте 45-50 лет? Люди вышли на пенсию до принятия нового закона и согласно Конституции имеют право на обеспечение в старости. Однако, согласно новых правил они еще не достигли пенсионного возраста. Попытки бывших военнослужащих получить ответы на эти и другие вопросы наталкиваются на глухую стену молчания туркменских чиновников. Независимые же эксперты поясняют, что в их случае нарушается принцип ”закон обратной силы не имеет”.
Согласно статьи 25 уполномоченным органом по вопросам назначения и исчисления размера пенсий является Министерство социального обеспечения Туркменистана, а статья 32 гласит: “Пенсия назначается Центральной комиссией по назначению пенсий Министерства социального обеспечения Туркменистана”. Этой же комиссией разрешаются споры по вопросам права на пенсию, исчисления ее размера и выплаты. Если пенсию назначает Министерство социального обеспечения, то для чего создается комиссия по назначению пенсий? Скорее всего, как считают местные наблюдатели, это делается для того, чтобы отсечь право граждан обращаться в суд. Даже если граждане обратятся в суд, то в суде сошлются на решение комиссии. В Туркменистане такая практика уже опробована по другим моментам и получила широкое распространение в местных органах власти. Согласно сообщений с мест, когда туркменистанцы обращаются в суд по поводу, например, незаконного лишения жилья, то суды ссылаются на решения жилищных комиссий хякимликов.
Высказывается и такое объяснение: непрофессионализм на местах, коррупция, всевозможные злоупотребления и атмосфера недоверия проникли во все сферы, поэтому создаются различные комиссии и рабочие группы над комиссиями, министерствами, ведомствами. Но и в этом случае борьба идет не с причиной, а с последствиями.
Статья 31 “Исчисление размера пенсии и надбавки” говорит об индивидуальном коэффициенте, который будет определяться от зарплаты пенсионера, однако он будет умножаться на среднемесячную зарплату по Туркменистану. Значит, если человек получает например, 3-4 млн. манат /выше среднего по стране/ и систематически платит с них соответствующие пенсионные отчисления, то когда он выйдет на пенсию, его коэфицент будет умножаться всего лишь на среднемесячную зарплату по Туркменистану. Почему? И другое, как будет рассчитываться среднемесячная зарплата? Туркменистан известен как страна не дающая правдивые сведения, здесь не налажен нормальный статистический учет, на каких же сведениях будут основываться расчеты? Будут ли расчеты соответствовать действительности и не приведет ли это в будущем вновь к сетованиям, что расчеты велись неверно.
Статья 52, п.2. ” Удержание излишне выплаченной суммы пенсии, допущенное по вине органов социального обеспечения и учреждений банков, производится за счет виновных лиц в порядке, установленном законодательством Туркменистана” , как и пункт 3 вышеуказанной статьи вызывают массу недоразумений. В то же время суммы пенсионных взносов граждан, средства государственного социального страхования и др... отчисляются на специальный счет министерства социального обеспечения и управляются им путем инвестирования в различные финансовые операции (т.е. организация, используя средства, получает доход), а в случае неверного расчета и выдачи пенсии отвечает не организация, а лично работник, совершивший эту ошибку.
Уже сейчас население взбудоражено слухами что с пенсионеров будут востребованы, якобы неверно выплаченные средства за последние два года. Когда пенсионер Меле А. попытался объяснить заведующему отделом министерства соцобеспечения, что та или иная организация может востребовать возврат неверно выплаченных денежных средств только за последние два месяца, чиновник развел руками. По всей видимости, государство пытается переложить на своих граждан нарушения, образовавшиеся в силу многолетней социальной политики “золотого века” и ответственность за ошибки, допущенные в ходе этой политики.
В статьях 10, 11, 13, 15, 16, 20, 23, 30, 31 и др. оговариваются условия при которых все порядки и нормативы будут устанавливаться или определяться Кабинетом Министров. В Туркменистане Кабинет Министров возглавляет С. Ниязов – личность входящая в десятку диктаторов мира, а страна живет как в анекдоте “ Пункт первый - начальник всегда прав, если не прав, смотри пункт второй. Пункт второй - если начальник не прав ... смотри пункт первый”.
Такая же ситуация и с другими пособиями. Если прочитать внимательно дополнения в закон “О государственных пособиях” то можно понять - государство переложило свою обязанность выплачивать пособия по беременности, родам и временной нетрудоспособности на плечи своих граждан. В статье 7 и 12 указано “Финансирование государственного пособия по беременности и родам /ст.12 - временной нетрудоспособности/ осуществляется хозрасчетными предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от формы собственности, за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, а организациями и учреждениями, содержащимися за счет средств Государственного бюджета, - за счет экономии средств фонда оплаты труда и других источников, не запрещенных законодательством Туркменистана». Из этого выходит, что для экономии зарплаты в государственных организациях и учреждениях начнут сокращать штаты сотрудников или уменьшать зарплату.
В Законе хоть и декларируется конституционное право граждан на социальное обеспечение в старости, но тут же оговаривается “в порядке и на условиях, установленных настоящим законом”. Т.е. вновь туркменистанцы оказываются не под защитой Конституции, Основного закона государства, а в зависимости от того что выдумают чиновники и выпустят под видом очередного, так называемого, закона.
По данным ООН в Туркменистане проживает менее 5 миллионов человек и всего 6 процентов из них пенсионеры. По самым осторожным подсчетам независимых экспертов, доля пенсионных выплат лишь только от эскпортных валютных поступлений в Туркменистан составляет менее 9-10 процентов. Имея такие возможности, государство ущемляет права граждан на пенсии и пособия, что лишний раз доказывает отношение властей к своему народу.
Новый Закон, принятый в Туркменистане, лишил пенсии десятки тысяч стариков, еще сотни тысяч лишились получения пенсии в полном объеме. Совсем недавно Ниязов выступил с предложением закрыть сельские библиотеки, больницы в велаятах и этрапах, медицинские работники ежегодно подвергаются сокращениям, ранее туркменистанцев лишили возможности получать полноценное образование, сократив школьное обучение до 9 лет, а вузовское до 2 лет теории, молодежь “рухнамизирована”.
Речь идет о серьезнейшей гуманитарной катастрофе, требующей немедленного вмешательства мирового сообщества.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.