Население Туркменистана выражает растущее недовольство кадровой политикой турецких фирм, подчинивших себе целые отрасли, например – строительство, и при этом почти не принимающих на работу местный персонал.
Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов избрал Турцию в качестве основного бизнес-партнера для своей страны, но некоторые эксперты отмечают, что турецким фирмам живется в Туркменистане уж слишком хорошо – им достаются все прибыльные контракты и налоговые льготы.
Точное число турецких фирм, работающих в Туркменистане, не известно. По различным данным, их около 300, и работает в них примерно 15 тысяч сотрудников. Наиболее сильно присутствие турецких компаний ощущается в строительной отрасли. Турки строят в Ашгабате практически все - элитные жилые комплексы, отели, заводы, бизнес-центры, разбивают парки.
Кроме того, турецкий бизнес доминирует в таких отраслях, как фармацевтика и текстильная промышленность. Примерно 90 процентов высококачественной туркменской хлопковой продукции экспортируется в Турцию, а оттуда – в Европу.
Туркменистан и Турция - два родственных тюркоговорящих народа, которым, в общем-то, нечего делить, поэтому отношения между ними традиционно складывались хорошо. Множество туркменских студентов обучаются в турецких вузах, а туркменские предприниматели занимаются торговым бизнесом в Турции.
Однако заметное присутствие в Туркменистане турецкого капитала мало что дает простым туркменистанцам, едва сводящим концы с концами. Дело в том, что большинство работников турецких фирм, строительных организаций и заводов – турки, которых специально привозят из Турции.
Тахир – квалифицированный инженер. «Я неоднократно пытался устроится на работу в турецкие фирмы, и мне всегда отказывали, - говорит он. – Мне говорили: “вакансий нет”, но я этому не верил. Ведь фирмы, в которые я обращался, только-только открывались. Позднее я все понял – они выписывают персонал из Турции. Нас – туркмен – лишают права на работу в собственной стране».
А тем немногим туркменам, которым посчастливилось устроиться в турецкую фирму, зачастую недоплачивают и при этом их нещадно эксплуатируют.
«На высококвалифицированной должности туркменский сотрудник получает 200 долларов в месяц, а турок за ту же работу получает раз в 10 больше. При этом у обоих одинаковые квалификации и опыт, - говорит крановщик со стажем Реджеп. - Отработав свои 8 часов, турок спокойно идет домой, а туркмена заставляют работать сверхурочно – и без доплаты».
«Я работаю в Туркменском Доме печати, - рассказывает житель Ашгабата Арслан. - Мы занимаемся компьютерной версткой газет. Работа эта кропотливая и ответственная. Газеты готовятся к выпуску ночью, поэтому работаем в ночную смену. Так вот, поскольку все оборудование и обеспечение у нас турецкое, с нами в пересменку работают турки - такие же компьютерные верстальщики, как и мы, выполняют ту же работу и тоже по ночам. Только я за это получаю 80 долларов в месяц, а турецкие сотрудники - по 2 тысячи долларов. У нас равнозначные квалификация и опят работы, так почему же такая несправедливость?
Я не против турецких рабочих, но подобная дискриминация поневоле порождает негативное отношение к ним. А все потому, что турецкие бизнесмены, нанимая нас на работу, прекрасно знают, что на фоне тотальной безработицы мы будем согласны на любые условия и будем работать за гроши».
Сотрудница Государственного статистического управления Туркменистана Марал Курбанова признает, что турецкие работодатели проводят дискриминационную политику в отношении местных кадров.
«Все эти крупномасштабные проекты могли бы обеспечить работой тысячи туркмен всех квалификаций – от простого рабочего до инженера – и, таким образом, помочь нам справиться с чудовищной безработицей, - говорит она. - В Туркменистане множество квалифицированных специалистов сидят без работы, но те должности, которые они могли бы занять, уже заняты турецкими специалистами. Не удивительно, что туркмены отрицательно относятся к туркам, ведь те оставляют их без работы».
Среди туркменского населения зреет возмущение дискриминационной кадровой политикой турецких работодателей.
«Не люблю турок… Они приезжают и отбирают у нас хлеб», - говорит молодой туркмен, работающий носильщиком на одном из рынков Ашгабата.
IWPR.