Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Неугодный туркменский писатель сохраняет оптимизм и верит, что культура его страны имеет будущее.

Неугодный туркменский писатель сохраняет оптимизм и верит, что культура его страны имеет будущее.

Тоталитарная система, воздвигнутая деятельным главой Туркменистана Сапармуратом Ниязовым, не уничтожила у художественной интеллигенции стремления к творчеству, сказал во время своего выступления в Институте «Открытое общество» крупнейший писатель страны Рахим Эсенов.

В последние годы Ниязов запретил балет и оперу и ввел жесткий контроль над всеми видами культуры, включая литературу. Бестселлером по продажам остается «Рухнама», путеводитель по жизни согласно туркменским ценностям, предположительно принадлежащий перу самого Ниязова. Туркменские художники и писатели, имеющие независимые взгляды, подвергаются преследованиям. Однако 78-летний Эсенов уверен, что трудности, с которыми сталкиваются многие писатели, не заставят их отказаться от литературного творчества.

«Я пишу в стол», – сказал он. «В сталинские времена многие писали в стол. Когда Сталин умер, начался настоящий расцвет. Думаю, что то же самое произойдет и в Туркменистане».

«Я верю в будущее туркменской литературы, потому что талант не умер, талант жив», продолжил он. «Во многих писателях осталась хотя бы капля человеческого достоинства, и они думают о будущем и о переменах, которые оно сулит».

Во время своего выступления 18 апреля в Институте «Открытое общество», организованного Туркменским проектом ИОО, Эсенов рассказал историю своих продолжавшегося два года гонений. Для получения в США литературной премии американского ПЕН-центра ему пришлось хлопотать о специальном разрешении на выезд.

В феврале 2004 г. Эсенов был арестован по обвинению в «контрабандном ввозе» в Туркменистан 800 экземпляров своего романа «Венценосный скиталец». Действие романа происходит в 16 веке, а его герой – реальная историческая личность Байрам-хан, туркменский поэт и философ, разделявший принципы общественной и религиозной толерантности. Книга написана в середине 1990-х гг., однако в Туркменистане публиковать ее запретили. В конце концов книга была напечатана в 2003 г. в России.

Когда роман вышел из печати, Эсенов заявил, что стал замечать «наружное наблюдение» за своим домом. «Куда бы я ни пошел, за мной везде следили, однако я старался не обращать на это внимание», добавил Эсенов. «Мне было известно, что мой телефон прослушивают, а почту читают».

Несколько раз Эсенова допрашивали спецслужбы. Их интересовала не только его литературная деятельность, но и работа в качестве внештатного репортера туркменской службы Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода». «Следователи спрашивали, кому принадлежит Радио «Свобода»; я отвечал, что она принадлежит Госдепартаменту США», сказал Эсенов. «Нет, говорили они, это собственность ЦРУ. Мы обвиним тебя в измене родине и шпионаже в пользу Соединенных Штатов».

Когда Эсенова случился сердечный приступ, власти распорядились перевести Эсенова из сравнительно хорошо оборудованной ашгабатской больницы в клинику победнее. Последовавший за этим арест вызвал международный дипломатический скандал, позволивший добиться его освобождения в начале марта 2004 г. Однако туркменские власти так и не сняли с Эсенова обвинений. «Они обвинили меня в разжигании ненависти. Как вы знаете, я пишу о 16-м веке! Пишу о племенах, которые воевали между собой в 16 веке. Они берут все это и проецируют на сегодняшний день», сказал Эсенов.

Вместо Эсенова власти решили наказать его зятя, который в итоге получил пять лет условно за причастность к книжной контрабанде. «Меня не стали преследовать, потому что [власти] знали о поддержке выступившего в мою защиту международного сообщества», сказал Эсенов.

Эсенов отметил также, что власти вредят самим себе, устраивая гонения на писателей. Преследования лишь усиливают озабоченность международного сообщества нарушением прав человека в Туркменистане. Далее Эсенов сказал, что присужденная ему премия Пен-центра и Барбары Голдсмит «За свободу писательского слова» была не столько признанием его литературного таланта, сколько ответом режиму Ниязова. Когда Эсенов добивался разрешения на выезд в Нью-Йорк для получения награды, он говорил властям: «благодаря вам я стал известен, поэтому я и получаю премию ПЕН-центра. Если вы не разрешите мне выехать из страны и получить награду, в следующий раз это будет Нобелевская премия».

В конце концов Эсенову позволили выехать из Туркменистана. Но это вовсе не значит, что он полностью свободен в выражении своих взглядов. Во время выступления в Институте «Открытое общество» Эсенов воздержался от прямой критики в адрес Ниязова. «Я бы с радостью ответил на ваш вопрос», сказал он в какой-то момент, «но, пожалуйста, не забывайте, что всего через несколько дней мне возвращаться обратно [в Туркменистан]».

От редакции. В написании этой статьи принимали участие сотрудник редакции EurasiaNet Хавила Гофман и независимый автор Алек Аппельбаум из Нью-Йорка.

Eurasianet.org

24 апреля 2006 г.

Последние новости

Открытое письмо президенту Туркменистана по поводу систематических нарушений прав туркменских граждан на свободу передвижения.
Открытое письмо президенту Туркменистана по поводу систематических нарушений прав туркменских...
Права и свободы TуркменErkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч2
Права и свободы TуркменErkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч2
Права и свободы Tуркмен/Erkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak-hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч1
Права и свободы Tуркмен/Erkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak-hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч1
Новости из Каракалпакстана: положение политзаключенных, допрос активиста
Новости из Каракалпакстана: положение политзаключенных, допрос активиста
Правозащитники направили запрос Омбудсмену Узбекистана в связи с событиями 2022 года и проблемами прав человека в Каракалпакстане
Правозащитники направили запрос Омбудсмену Узбекистана в связи с событиями 2022 года и проблемами...