Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Гражданский сектор остается в поле зрения МНБ.

Гражданский сектор остается в поле зрения МНБ.

Наблюдатели NBCA обеспокоены усилением контроля за работой немногочисленных общественных организаций и опасаются, что власти будут и дальше ужесточать меры в отношении гражданских активистов.

2 мая Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) сообщила, что в Ахальском велаяте (области) в центральной части страны Министерство национальной безопасности закрыло несколько ресурсно-информационных центров.

Эти центры работали в рамках Программы поддержки гражданского общества (ПИГО), реализуемой неправительственной организацией Counterpart Turkmenistan, предоставляющей населению и местным активистам доступ в Интернет, компьютерную и другую оргтехнику, консультативную помощь НПО.

Многие ресурсно-информационные центры (РИЦы) были временно закрыты еще в период президентских выборов в феврале под предлогом «обеспечения спокойствия», но из-за повышенного внимания спецслужб впоследствии так и не возобновили свою работу.

Источники NBCA в Туркменистане сообщают, что деятельность активистов гражданского общества в городах Дашогузе и Туркменбаши так же затруднена, сотрудники спецслужб постоянно вызывают их на профилактические беседы «по недопущению нарушений общественного порядка». Под этой формулировкой подразумевается любая гражданская активность.

Таким образом ожидавшихся с приходом к власти президента Гурбангулы Бердымухаммедова послаблений в отношении неправительственного сектора не произошло, говорит ашгабадский эксперт NBCA.

Он указывает, что количество общественных объединений продолжает сокращаться – новым структурам Министерство юстиции лицензии не выдает с 2004 года, а действующие вынуждены работать в жестких условиях.

«О беспрепятственной деятельности [НПО] здесь смешно говорить, так как все общественные организации находятся под наблюдением [МНБ]», - сказал эксперт.

Отсутствие либеральных законов и жесткое отношение властей к гражданскому сектору, по мнению лидера Гражданского демократического союза Туркменистана Вячеслава Мамедова, связано с тем, что в деятельности общественных объединений власти по-прежнему видят «угрозу своему режиму» и будут принимать все меры, чтобы удержать ситуацию под контролем.

«Процесс закрытия [РИЦ и общественных объединений] будет продолжен. Или, как альтернатива – создание неприемлемых условий для работы РИЦ», - говорит Мамедов.

Другие комментаторы указывают на то, что туркменские спецслужбы продолжат следить за деятельностью общественных объединений, однако в некоторых случаях контроль может быть ослаблен с учетом тематики реализуемых проектов.

По мнению председателя Туркменского Хельсинского фонда Таджигуль Бегмедовой, не прекращая постоянные проверки на благонадежность, власти будут «покровительствовать» женским и ветеранским общественным организациям, которые не занимаются защитой прав человека, мониторингом выборов, состоянием масс-медиа и изучением экологических проблем.

«Иногда власти предпочитают сохранять в определенных рамках деятельность НПО, контролировать ее, отслеживая при этом потенциально опасных, нелояльных к режиму граждан», - подчеркивает Бегмедова.

(NBCA предоставляет комментарии и анализ широкого круга политических обозревателей со всего региона.)

http://www.iwpr.net/?apc_state=henbbtm335471&l=ru&s=b&p=btm&o=335471

Последние новости

Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.
С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.