— Рэйчел, недавно Хьюман Райтс Вотч выпустила пресс-релиз о новой стратегии Всемирного Банка в отношении Туркменистана. Расскажите нашим читателям, в чем основная идея этой Стратегии?
— Эта стратегия называется «промежуточной», и основная ее идея —оказать техническую помощь правительству Туркменистана. Интересен тот момент, что Всемирный Банк, в течение последних 10-15 лет не имел никакого плана или стратегии в отношении Туркменистана. И это очень важный момент, потому что именно теперь, Всемирный Банк решился на достаточно серьезный шаг — иметь дело с закрытой и до сих пор не известной им страной. И это означает что позиция Всемирного Банка в отношении Туркменистана очень изменилась. Если быть более конкретным, то Стратегия подразумевает оказание технической помощи туркменскому правительству в области макроэкономического управления и в развитии финансового и частного секторов. То есть речь не идет об инвестировании в какие-то проекты в этой стране, Банк предлагает помочь конкретными действиями, в частности обучении профильных ведомств и работающих там чиновников тому, как лучше управлять финансами. Другими словами это обучении основам макроэкономического менеджмента.
— Одним из ключевых моментов Стратегии является привлечение граждан к делам государственного управления. Насколько на Ваш взгляд это возможно в современных реалиях Туркменистана?
— Да, такова политика Всеморного Банка — подключать людей к вопросам государственного управления, это касается не только Туркменистана. Это вообще-то основа общей стратегии Банка, добиться того, чтобы государственное управление было более широким, включало в себя обычных граждан. Чтобы проводились общественные слушания с населением по каким-то значимым для государства вопросам, чтобы гражданское общество имело возможность влиять на процесс принятия решений.
И это хорошая концепция в целом, но учитывая реальное положение вещей в Туркменистане, об этом не может сейчас идти и речи. И именно поэтому мы обратились к Всемирному Банку с письмом, в котором предложили им несколько другое направление Стратегии, в первую очередь, все усилия должны быть на наш взгляд быть направленны на то, чтобы побудить правительство Туркменистана провести реформы. Потому что сейчас уровень контроля и репрессий со стороны государства на граждан Туркменистана настолько высок, что речь идет не о привлечении граждан к процессам управления государствам, а речь идет о том, как избавиться или ослабить этот государственный контроль над гражданами.
— Рэйчел, но ведь для того чтобы граждане активно участвовали в принятии государственных решений, нужно развитое гражданское общество, которого в Туркменистане нет. Не звучит ли сама формулировка «привлечение граждан к государственным делам» — абсурдно? Всемирный Банк понимает это?
— Я совершенно согласна, что без гражданского общества стратегия Всемирного Банка не может работать на практике. Трудно представить, что Всемирный Банк этого не понимает, существует множество отчетов солидных международных организаций, где представлена полная картина политического устройства Туркменистана. Кроме того, сотрудники Всемироного Банка не раз посещали Туркменистан, и имеют представление о том, что там происходит, и что там возможно. Конечно в Туркменистане есть отдельные активисты, которые собирают и распространяют информацию о коррупции во власти, о репрессиях, о нарушения прав и свобод граждан, но этих людей единицы. Но все эти эксперты вынужденны работать негласно, в полу-подпольном режиме, и расматривать их как полноценное гражданское общество, к сожалению нельзя. И конечно подобная деятельность подразумевает большой риск для этих людей. И это все результаты существующей в Туркменистане системы.
— Не допускаете ли Вы мысли, что подобная Стратегия сослужит плохую службу гражданскому обществу Туркменистана? Ведь если Всемирный Банк признает, что он будет сотрудничать с правительством Туркменистана, то тем самым он признает что с этим режимом можно работать!
— Вот собственно о чем и речь в нашем пресс-релизе, это то, что нас очень волнует. Принятие подобной стратегии дает знак, что с этим правительством можно работать, это дает знак, что, с Туркменистаном все более или менее нормально, хотя это совершенно не так. И это подрывает те усилия, которые предпринимают другие международные правозащитные организации, чтобы привлечь внимание к проблемам в Туркменистане — к проблемам с правами человека, к проблеме коррупции, к экономическим, социальным проблемам, которых в этой стране много.
И наша рекомендация Всемирному Банку, именно начинать какое-либо сотрудничество с Туркменистаном, дозированно, постепенно, шаг за шагом, и только после того, как правительство начнет претворять в жизнь реформы.
— Всемирный Банк в своей стратегии озвучивает, что хочет получить от Туркменистана обещание реформировать государственное управление. Как Вы думаете, можно ли всерьез относиться к обещаниям туркменского правительства и насколько возможны реформы в сегодняшнем Туркменистане?
— Конечно нельзя верить обещаниям, верить можно только результатам и нужно настаивать, чтобы эти результаты были. И уже потом начинать какое-то тесное сотрудничество с подобной страной. Насчет реформ, могу сказать только одно, что реформы возможны всегда, если на то есть политическая воля. Пока, нет никакого намека на то, что во властных кругах Туркменистана есть такая политическая воля, чтобы провести реформы.
— Ну в таком случае, создается впечатление, что эта стратегия либо абсурдна по своей сути, либо носит просто какой-то формальный характер. Вам так не кажется?
— Мне кажется, что всемирный Банк думает, что они поступают очень даже логично. По принципу, делать хоть что-то, чем не делать совсем ничего, наверное они надеются что начав сотрудничать с правительством, они смогут повлиять, или побудить правительство что-то изменить. Учитывая тот факт, что заключить какой-либо договор с правительством Туркменистана очень сложно, они полагают что надо с чего-то начать, даже если ситуация далеко не идеальна. Но я боюсь, что они будут очень разочарованы, потому что такой подход в корне ошибочен. И надеюсь, что они все-таки примут во внимание и наши рекомендации, и прислушаются к мнению тех гражданских активистов, которые живут и работают в Туркменистане.
«Хроника Туркменистана»