Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Ежегодное совещание ОБСЕ по рассмотрению обязательств, посвященное человеческому измерению.

Ежегодное совещание ОБСЕ по рассмотрению обязательств, посвященное человеческому измерению

С 19 по 30 сентября 2005 года в Варшаве ОБСЕ и БДИПЧ проводит Совещание по рассмотрению обязательств, посвященное человеческому измерению. Впервые на подобном совещании, как самостоятельный участник, была официально зарегистрирована организация, осуществляющая мониторинг за правами человека в Туркменистане - Туркменский Хельсинкский фонд по правам человека, принимавшая участие в рабочих заседаниях и дополнительных мероприятиях.

Примечательно, что спустя шесть лет в рабочих заседаниях приняла участие также и официальная делегация Туркменистана в лице посла Туркменистана в Австрии, по совместительству и в ОБСЕ, В. А. Кадырова. Другими словами, в зале заседания за одним столом вели дискуссию и отстаивали свою точку зрения о ситуации с правами человека в Туркменистане официальный представитель туркменских властей и правозащитная организация ТХФ.

В рабочих заседаниях каждому выступающему была предоставлена возможность 5-ти минутного выступления. В связи с ограниченностью времени выступления каждый желающий мог ознакомиться и с полным текстом выступления участников Совещания.

На Совещании были предложены дополнительные мероприятия, организованные различными международными организациями – Бюро представителя ОБСЕ по вопросам СМИ, БДИПЧ, Международной Амнистией, Международной Хельсинкской Федерацией по правам человека, Международной лигой по правам человека, Коалицией в поддержку демократии и гражданского общества, Фридом Хаус, Фонд Сороса и др. В дополнительных мероприятиях могли принять участие и гости, в том числе представители оппозиции.

Предлагаем вашему вниманию полный текст выступлений председателя ТХФ.

20 сентября 2005г. Дополнительное мероприятие: Свобода обьединений и право на проведение мирных собраний в пост-советских государствах.

Благодарю г-н Модератор,

Несмотря на обязательства Туркменистана в рамках международного законодательства в области прав человека, в том числе обязательства гарантировать право на свободу ассоциаций (МПГПП, ст. 22.1), туркменские власти ограничивают деятельность активистов гражданского общества, полностью лишив независимых активистов-общественников возможности открыто заниматься своей деятельностью. Активистов гражданского общества часто вызывают на допросы, власти подвергают их всевозможным нападкам и преследованиям. Были случаи произвольного задержания или тюремного заключения. Неослабевающее давление со стороны властей вынудило нескольких общественных деятелей покинуть страну в 2003-2004 гг.

Когда жестоко преследуется свобода мысли, контролируются практически все аспекты гражданской жизни, когда страна полностью изолирована от внешнего мира, в этих условиях вопрос о формировании и развитии в Туркменистане гражданского общества становится особенно болезненным. Власти всеми силами и средствами препятствуют этому объективному процессу. Малейшее проявление независимого мышления, самостоятельность в принятии решений чревато различными, вплоть до лишения свободы, неприятностями. О реальной свободе собраний и ассоциации в Туркменистане пока речи не может быть. Есть запланированные, спущенные сверху разнарядки, по которым в каждой организации периодически проводятся собрания, посвященные какой-либо юбилейной дате. Есть ежегодное празднование дня независимости, когда проходит парад и демонстрация трудящихся, на которую в обязательно-принудительном порядке выводят людей с каждой организации и учебного заведения.

Мы приветствуем решение властей, санкционировавших проведение весной этого года в Ашхабаде конференции «Гражданское общество и роль международных программ», инициатором которой выступило посольство США в Ашхабаде. Однако, в работе конференции в первую очередь приняли участие не представители неправительственных организаций и обществ, а чиновники министерств, ведомств и других государственных институтов Туркменистана.

Относительно свободы объединений: в Туркменистане имеется несколько проправительственных общественных организаций, которые существуют исключительно благодаря своей лояльности к властям. Что можно сказать о стране, где под видом НПО насчитывается всего-навсего несколько государственных общественных объединений, входящих в движение “Галкыныш” возглавляемое президентом? Эти объединения используются властью как рекламный щит о, якобы, наличии в стране активного гражданского общества. Единственный национальный институт демократии и прав человека лишь имеет звучное название, а на самом деле не имеет никакого права голоса.

До сих пор в Туркменистане нет ни одной неправительственной правозащитной организации, нет независимых центров по обучению правозащитной деятельности, нет НПО защищающих и продвигающих права человека, нет местных групп куда граждане могли бы обратиться в случае необходимости защиты их прав.

В ноябре 2004 г., накануне обсуждения проекта резолюции по вопросам ситуации в области прав человека в Туркменистане на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, президент подписал указ об отмене уголовной ответственности за деятельность незарегистрированных общественных организаций, введенной в ноябре 2003 г. Все остальные законодательные ограничения остались в силе, что делает открытую работу независимых гражданских организаций невозможной. Спустя всего две недели после опубликования нового закона Дашогузский городской суд вынес постановление о закрытии неправительственной организации "Дашогузский экологический клуб". В апреле 2004 г. Министерство Справедливости /Адалат/ отказало в перерегистрации экологической организации "Катена" - в результате та была вынуждена закрыться.

По нашему мнению, сложность существования НПО в стране вызвана тем, что туркменские власти идентифицируют понятие общественные объединения с понятием враги народа. Например, президент в своих публичных речах приравнивал гражданских активистов и инакомыслящих с недостойными элементами. В последнее время власти все чаще пытаются кооптировать неправительственные организации в государственные структуры; они ужесточили надзор за финансированием независимых гражданских организаций; они демонстрируют все большее сопротивление при их регистрации. Исключение не составляют даже те НПО, которые существовали /КАТЕНА/ на международные гранты и работали в рамках программ ООН и ОБСЕ.

В нарушение обязательств Туркменистана в рамках международного права в области прав человека, власти неоднократно препятствовали встречам активистов гражданского общества с представителями зарубежных правительств и межправительственных организаций, таких как ООН или ОБСЕ, прибывавших в Туркменистан с визитом. Активистов запугивали серьезными неприятностями, а на протяжении всего визита иностранных делегаций телефоны активистов отключались.

Туркменские власти пытаются помешать нашей организации (ТХФ) продолжить свою правозащитную деятельность. В частности, участию в данном Совещании. Мы считаем, что некоторые из этих действий являются составной частью политики правительства, направленной на то, чтобы помешать информации о нарушениях прав человека выйти за пределы фактически закрытого государства и попасть в центр внимания международного сообщества. Власти продолжают попытки заглушить голос и другого НПО "Туркменской инициативы по правам человека" (ТИ). Эти преследования НПО - лишь одно из проявлений систематической политики властей по запугиванию активистов гражданского общества и их родственников, а в более широком аспекте - политики подавления инакомыслия.

Мы призываем туркменские власти позволить Туркменскому Хельсинкскому Фонду по правам человека зарегистрироваться на территории Туркменистана и беспрепятственно вести правозащитную работу в целях повышения гражданского самосознания населения Туркменистана. Туркменистан, наряду с Узбекистаном, единственные страны, где нет официальной регистрации местного представителя Международной Хельсинкской Федерации по правам человека.

Благодарю за внимание.

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и «беспорядках» в Каракалпакстане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и...