Администрация президента Гурбангулы Бердымухаммедова начала наступление на фронте связей с общественностью с целью смягчить деспотический образ своей страны. В то же самое время Бердымухаммедов втайне проводит чистку, говорящую о том, что глава государства больше озабочен укреплением собственной власти, чем подлинной либерализацией страны.
Самым заметным событием новой пиар-кампании стал принятый 9 августа указ о помиловании 11 человек, приговоренных к тюремному заключению по обвинению в покушении на жизнь бывшего лидера Туркменистана Сапармурата Ниязова в 2002 году. Из них самой известной фигурой является Нусруллах ибн Ибадулла – бывший главный муфтий Туркменистана (1996-2003 гг.). В 2004 году Ибадулла был приговорен к 22 годам тюремного заключения по обвинению в государственной измене. Однако эксперты Центральной Азии полагают, что подлинной причиной его преследования стало то, что муфтий возражал против попыток Ниязова сделать "Рухнаму" – "духовное руководство", якобы написанное самим президентом – обязательным для чтения в мечетях по всей стране. Тем временем основные осужденные по делу о покушении, такие как бывший министр иностранных дел Борис Шихмурадов и бывший посол Туркменистана в ОБСЕ Батыр Бердыев, остаются до сих пор в туркменских тюрьмах.
Бердымухаммедов объявил о помиловании на заседании кабинета министров, транслировавшимся по государственному телевидению. Он отметил, что массовые амнистии заключенных станут при его администрации регулярным явлением. По телевидению показали и выступления досрочно освобожденных. "Всю оставшуюся жизнь я буду работать и служить нашему народу, нашей стране и нашему президенту", – заявил 13 августа с явной благодарностью Ибадулла.
То, как было обставлено это помилование, дает основания полагать, что Бердымухаммедов хотел бы повлиять на общественное мнение как внутри страны, так и за ее пределами в стремлении убедить прежних критиков, что его администрация проводит четкую грань между собой и деспотическим режимом скончавшегося в конце 2006 года Ниязова. Источник, хорошо осведомленный о работе туркменского правительства, рассказал, что Бердымухаммедов набрал команду экспертов, которая отвечает за разработку пиар-кампании. "Целый ряд специалистов работает над тем, чтобы сделать полный анализ … и просчитать возможные шаги, направленные на улучшение мнения о стране вообще", – сказал этот источник.
"Без этого просто не выжить ни политической, ни экономической системам Туркменистана, и не справиться нынешнему президенту, который, между нами говоря, далеко не политик", – добавил источник.
Ряд некогда самых строгих критиков Туркменистана, в том числе и США, активно стремятся сегодня привлечь эту страну к участию в выгодных энергетических проектах и поэтому рады ухватиться за любое свидетельство политической "оттепели" для установления более тесных политических и экономических отношений с Туркменистаном. В своей речи в Ашгабате 14 августа помощник государственного секретаря США Дэниел Салливан озвучил желание Вашингтона "открыть новую страницу в наших отношениях" и обрисовал широкую программу экономического сотрудничества между двумя странами.
На внутриполитической арене сразу несколько факторов негативно сказываются на стараниях навести глянец на имидж Бердымухаммедова. С одной стороны, некоторые из недавно помилованных хоть и оказались на свободе, но далеко не свободны в выражении собственных взглядов. Например, Ибадулла не вернулся в свой родной город Дашогуз – ему помешали это сделать. Вместо этого он останется в Ашгабате, где бывшему муфтию предложили работу в Совете по делам религий при президенте Туркменистана. Таким образом, он остается под надежным контролем властей.
Между тем из Ашхабада продолжают приходить сообщения о том, что Бердымухаммедов проводит "чистку" в рядах правящей элиты. Чистка началась в мае, но в последние недели, похоже, получила новый импульс. Первой в высшем эшелоне власти покатилась голова бывшего начальника личной охраны президента Ниязова, Акмурата Реджепова. Как сообщается, он был приговорен к 20 годам тюремного заключения. Также под волну первых арестов попал его сын, офицер службы безопасности Нурмурат Реджепов, а также Мурат Агаев, бывший ближайший деловой партнер Ниязова.
Все эти аресты проходят в обстановке полной секретности. Власти не делают никаких заявлений об арестах и процессах. Впрочем, это не остановило слухи, активно распространяющиеся по столице. По словам человека, не понаслышке знакомого с методами работы администрации Бердымухаммедова, правительство проводит крайне жесткую политику. Это подтверждает тот факт, что репрессии затрагивают членов семей арестованных и людей из их ближайшего окружения.
В последние недели по столице прокатилась новая волна арестов. Как стало известно, в начале августа был арестован бывший министр сельского хозяйства республики Пайзыгельды Мередов. Его обвиняют в финансовых махинациях, связанных с экспортом хлопка. Вместе с ним арестован его сын Батыр Мередов.
Кроме того, арестован бывший заместитель управляющего делами президента Ниязова Александр Жадан, а два других доверенных лица Туркменбаши, Владимир Храмов и Владимир Умнов, остаются под домашним арестом. Все трое считались лицами, наиболее хорошо информированными о секретах власти при Ниязове и, в частности, о денежных операциях, проводимых покойным Туркменбаши.
Некоторым наблюдателям в Ашгабате действия Бердымухаммедова в отношении его политических противников – реальных и мнимых – напоминают политику Ниязова, который регулярно проводил кадровые перестановки высокопоставленных правительственных чиновников, дабы его собственная власть оставалась неоспоримой. "Методы старые, под новыми "знаменами" либерала и демократа, всенародно избранного президента!", – так отозвался о недавних событиях житель Ашгабата, внимательно следящий за развитием политической ситуации.
Айша Бердыева является псевдонимом журналиста из Центральной Азии, специализирующегося на политико-экономических проблемах.
Источник - EURASIANET