Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Свобода передвижения, объединения и мирных собраний. БДПЧ ОБСЕ.

Свобода передвижения, объединения и мирных собраний.

В Туркменистане передвижение людей ограничено настолько, что страна, начиная с 1994 года, фактически живет в ситуации необъявленного чрезвычайного положения. Трудности, которые сопровождают любого туркменистанца, когда тот едет из одной области в другую в пределах страны, сопоставимы с организационными трудностями, испытываемыми жителями европейского сообщества, когда те покидают пределы европейского сообщества. При этом полиция другого государства не может вести себя грубо по отношению гражданина Евросоюза, а по отношению к гражданину Туркменистана собственная полиция может позволить себе все, что угодно, вплоть до незаконного лишения свободы на неопределенное время. Так как для задержания людей в этой стране не требуется решения суда. Данное обстоятельство обуславливает ежедневный произвол правоохранительных органов над гражданами страны, открывая широкие возможности для осуществления террора над ними; позволяет подвергать граждан своей же страны ежедневным поборам. В итоге банальная (казалось бы) поездка из одной области в другую для гражданина Туркменистана становится хождением по мукам.

А для того, чтобы получить доступ к интернету, жителю Туркменистана приходится давать подписку МНБ (бывший КГБ) о том, что не будет посещать неразрешенные сайты. В число неразрешенных сайтов входят все интернет-издания и представленные в интернете массмедиа мира, в том числе и оппозиционные туркменские сайты.

Выражение «все относительно» нашло грустное подтверждение и в нашей жизни. Туркменским женщинам, которые выходят замуж за граждан соседнего Узбекистана, кажется, что они наконец-то избавились от тирании. У тех женщин, которые выходят замуж за иранцев и оказываются в клерикальном Иране, от уровня гражданских свобод в этой стране кружится голова. А туркменистанцы, которые выехали на жительство в Казахстан или Кыргызстан считают, что им очень повезло – ведь они фактически оказались чуть ли не на Западе!

В Туркменистане запрещено вести оппозиционную или правозащитную деятельность, поэтому нет ни одной зарегистрированной оппозиционной политической партии или движения, а также легальной правозащитной организации. В тюрьмах Туркменистана полно политзаключенных, их сотни, если не тысячи. Но там, где у людей нет гражданских и политических прав, у них также не может быть и права называться политзаключенными. В этой стране инакомыслящих сажают якобы «за торговлю наркотиками»; правозащитников – якобы «за хранение оружия и боеприпасов», а немощных стариков и старух – «за злостное сопротивление властям».

То, что в большинстве постсоветских стран отменена смертная казнь, не должно вводить в заблуждение международную общественность. В этих странах взята на вооружение внесудебная казнь инакомыслящих и критиков режима, казнь, которая осуществляется как представителями правоохранительных органов, так и прогосударственными радикальными воинствующими группировками. Последние подчас оказываются тесно связанными с обыкновенным криминалом. Пример тому – мученическая смерть в тюрьме туркменской правозащитницы Огульсапар Мурадовой и убийство средь бела дня российской журналистки Анны Политковской.

В большинстве постсоветских стран сложилась в данном отношении достаточно тревожная ситуация. Эту негативную тенденцию может остановить лишь объединенное усилие Международных правозащитных и авторитетных Международных организаций, таких как ООН и ОБСЕ, а также твердая позиция руководителей ведущих демократических стран мира.

Ак Вельсапар, писатель.

Последние новости

Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.
С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.