Туркмены традиционно почитали места усопших и не позволяли кощунствовать на кладбищах. Они никогда не позволяли себе оскорбить или, не дай бог избить, пожилого человека, женщину или ребенка. Политика двойных стандартов ниязовского режима поставила крест на “слишком мягкосердечных”, по выражению Ниязова, традициях и окончательно развязала руки работников спецслужб. Избивают стариков, инвалидов, пенсионеров. Женщин и несовершеннолетних детей заставляют смотреть как мучают их родственников. Теперь побои и избиения совершаются не только в полицейских участках, СИЗО, подвале МНБ, тюрьмах, но и в туркменских кладбищах. Для туркмен это кощунственно.
14 ноября работники спецслужб Туркмении насильно привезли корреспондента туркменской службы «Радио Свобода/Свободная Европа» Сапармурата Овезбердиева на Ашхабадское кладбище, где сильно избив, выбросили на краю дороги. Ранее, два месяца назад, те же работники арестовали Овезбердиева и в течении трех суток продержали связанным, и по сообщениям пытали и кололи наркотики.
Международная организация «Репортеры без границ» направила письмо Сапармурату Ниязову с требованием выполнять взятые на себя международные обязательства в отношении свободы слова и обеспечить Овезбердиеву нормальные условия для журналисткой деятельности.
До этого, 31 августа, четверо полицейских избили и незаконно депортировали 77- летнего правозащитника Сазак Бегмедова -отца председателя ТХФ. HRW и Международная Хельсинкская Федерация по правам человека распространили заявление, в котором призвали власти прекратить репрессии против Сазак Бегмедова и его семьи.
Летом нынешнего года неизвестные люди избили лидера ОДОТ Авды Кулиева. Снимки обезображенного побоями лица Авды Кулиева обошли все издания. Международные правозащитные организации были крайне возмущены жестокостью данного случая.
Но туркменские власти игнорируют требования международных организаций выполнять международные обязательства Туркменистана, страны – члена ОБСЕ, и продолжают нарушать права и свободы людей.
Прошло несколько дней со дня “туркменской амнистии”. Из нескольких достоверных источников нам стало известно, что перед тем как отпустить домой амнистированных, в тюрьме их жестоко избивали, требуя никому не рассказывать о том, что с ними происходило в местах заключения. Примечательно, что теперь избивая законопослушных граждан и заключенных, полицейские чаще стали угрожать и тем и другим применить такие пункты уголовного кодекса как: за недонесение, за «предательство родины», за измену и т.п., по которым лишают свободы на длительные сроки и не распространяется амнистия.
Как сообщила нам по телефону мать Керима О. из Сииди:” Мы с трудом добились его освобождения. А когда он вернулся домой наши соседи подумали, что какой-то бомж просит подаяния. До такой степени было изуродовано его лицо, а в целом он выглядит сгорбленным, больным и изможденным старцем”.
Гулялек Н., проживающая в Мары, сообщила, что ее соседу (по соображениям безопасности мы не сообщаем его имени) сломали психику и теперь он вздрагивает от любого стука в дверь. Вернувшись из заключения в день “Гадыр гиджеси” он, как забился в одной комнате, так и не выходит на улицу и ни с кем не общается. Родители очень обеспокоены состоянием его здоровья, и особенно, психического. Сходить в поликлинику или пригласить врача на дом он боится.
По нашим сведениям, как минимум, шестерых бывших заключенных перед освобождением из тюрьмы, жестоко избили и пригрозили не обращаться в ОБСЕ и другие посольства. Источник из МВД предупредил, что за входной дверью ОБСЕ туркменские спецслужбы ведут наблюдение и любого входящего в него человека берут на учет
“Немецкая Волна” пишет:“Цель избиений состоит в том, чтобы те лица, которые выходят на свободу по амнистии, держали язык за зубами по поводу того, что они видели в местах заключения – главным стимулом к этому должен служить страх попасть обратно, за решетку или колючую проволоку».
Продолжаются нарушения прав граждан на свободу передвижения. Женщина из Дашогуза сообщила, что в их городе есть армянская семья, к которой приехал погостить сын, проживающий в Армении. Несмотря на то, что у него все в порядке с визой, длительное время он не может выехать из Туркменистана из-за искуственных проволочек на границе. Попытки молодого человека обратиться в вышестоящие органы не дают никакого результата: кроме оскорблений и угроз, никакого вразумительного ответа добиться он не смог.
Несмотря на серьезную критику ситуации с правами человека в Туркменистане, прозвучавшую в последнее время в ОБСЕ, ГА ООН и Государственной Думе Российской Федерации, президент Туркменистана продолжает лицемерно настаивать на том, что с правами человека в стране все в порядке.
Туркменский Хельсинкский Фонд
29.11.2003