Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Будни заключенных в Туркмении.

Будни заключенных в Туркмении.

10 000 заключенных выйдут на свободу к 15-летию независимости Туркменистана. Эту годовщину республика отметит в предстоящем октябре. Обещание провести самую масштабную в истории страны амнистию дал президент страны Сапармурат Ниязов, недавно посетив с рабочей поездкой Марыйский и Ахалский велаяты. Между тем, для большинства заключенных в Туркмении каждый день, проведенный за решеткой – это вечность, поскольку условия содержания – нечеловеческие. Рассказывает Дарья Брянцева:

После ареста бывшего генпрокурора страны Курбанбиби Атаджановой множество людей стали писать письма властям с просьбой пересмотреть дела их близких. Сама Атаджанова находится сейчас в «Овадан-депе» - той самой тюрьме, куда она в 2002 году отправила Бориса Шихмурадова, Батыра Бердыева, Сердара Рахимова, и других представителей оппозиции, якобы участвовавших в покушении на президента Ниязова. Местное телевидение тогда еще показало устрашающий сюжет об этой тюрьме, продемонстрировав гражданам страны, в частности, камеры, в которых люди не могут выпрямиться в полный рост и куда не проникает дневной свет. Кстати, те же телеканалы в мае этого года передавали выступление Сапармурата Ниязова, в котором он заявил, что теперь все чиновники, назначаемые на высокие должности, будут знакомиться с местными тюрьмами, чтобы иметь представление о том, «в каких условиях содержатся их проворовавшиеся предшественники».

Что касается планируемой на октябрь амнистии, то президент отметил, что «нужно отпустить всех, кто отсидел пять лет, и тех, кто раскаялся» (имеются в виду заключенные, написавшие покаянные письма). Как рассказала «Немецкой Волне» супруга одного из заключенных, ее муж своей вины на суде не признал и каяться не собирается, говорит: «Посадили ни за что, и я еще каяться должен?» Сидит он всего три года, поэтому, видимо, под «праздничную» амнистию не попадет. Его жена недоумевает, говорит: «Что же это, тех, кто лицемерит, выпустят, а тех, кто правды добивается, нет?» Ей самой с прежней работы пришлось уволиться. Сейчас она убирает квартиры иностранцев, за это неплохо платят. На руках двое детей. Кормить надо и их, и мужа. Поскольку содержится он в Байрам-алийской колонии, на самофинансировании. Там заключенные сами оплачивают свое проживание, питание, пользование душем, туалетом и так далее.

Как рассказала супруга одного из заключенных, раньше в колонии была столовая, пекли неплохой хлеб. Те, у кого мало денег, хоть как-то кормились. Сейчас столовую закрыли, а продуктов, которые привозят родственники, не хватает. Более того, теперь еще и свидания разрешены только раз в два месяца. Многие заключенные болеют.

По словам родственника еще одного заключенного, тот попал в колонию тоже фактически не за что: был арестован, а потом не смог откупиться, то есть заплатить ту сумму, которую запросил следователь: 15 тысяч долларов. Этих денег он не смог бы собрать, даже если бы продал квартиру со всем имуществом.

Как рассказывают родственникам заключенные Байрам-алийской колонии, там нельзя находиться без средств. Если не даешь денег сотрудникам исправительного учреждения, те устраивают досмотры, отнимают продукты, раздевают догола, заставляют приседать в таком виде, всячески унижают, зимой выгоняют из помещения на мороз и не пускают обратно в барак всю ночь. Хуже всех так называемым «особо опасным». Им надо несколько раз в день отмечаться у сотрудников колонии. Даже если в этот момент свидание с женой, и сотрудникам колонии об этом известно, все равно заключенный должен прервать свидание и, как говорят здесь, «бежать на зону отмечаться». Не отметишься – накажут.

Как рассказывают заключенные своим родственникам, в Байрам-алийской колонии нет, например, библиотеки. При этом наказание там отбывают зачастую люди с высшим образованием.

Вообще, как стало известно «Немецкой Волне» из достоверного источника, в Байрам-алийскую колонию попадают те, кого осудили впервые. Считается, что это лучшее исправительное учреждение в стране. В шесть утра подъем, потом нужно отметиться, сходить на перекличку, которая иногда длится очень долго, не взирая на палящее солнце летом или морозы зимой.

По словам родственников заключенных Байрам-алийской колонии, у отбывающих там наказание (кроме тех, кто сидит, к примеру, за разбой, убийство, изнасилование и другие тяжкие преступления) сейчас отобрали документы якобы для пересмотра их дел. Причем пересматривать будут те же следователи, которые вели дело ранее. А из них вряд ли кто-то признает, что был тогда не прав.

«Немецкая Волна»

Последние новости

Открытое письмо президенту Туркменистана по поводу систематических нарушений прав туркменских граждан на свободу передвижения.
Открытое письмо президенту Туркменистана по поводу систематических нарушений прав туркменских...
Права и свободы TуркменErkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч2
Права и свободы TуркменErkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч2
Права и свободы Tуркмен/Erkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak-hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч1
Права и свободы Tуркмен/Erkin Syýahat, Bilim Almak we beýleki hak-hukuklarymyzdan mahrum etmeklik Ч1
Новости из Каракалпакстана: положение политзаключенных, допрос активиста
Новости из Каракалпакстана: положение политзаключенных, допрос активиста
Правозащитники направили запрос Омбудсмену Узбекистана в связи с событиями 2022 года и проблемами прав человека в Каракалпакстане
Правозащитники направили запрос Омбудсмену Узбекистана в связи с событиями 2022 года и проблемами...