Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Туркменистан: пытки.

Туркменистан: пытки.

Доклад Туркменского Хельсинкского Фонда на Региональной Центрально-Азиатской Конференции «Обязательства в области прав человека по Центральной Азии: Достижения и задачи», прошедшей в Бишкеке 30-31 января

Вы знаете, что после событий 25 ноября 2002г. в правозащитные организации начали поступать многочисленные и заслуживающие доверия сообщения о применении пыток к лицам, задержанным по этому, а также и по другим делам.

ТХФ разработал вопросник для тех, кто подвергался задержаниям туркменскими властями. К нам систематически поступают ответы на него как от граждан Туркменистана, так и иностранцев. Родственники некоторых задержанных, арестованных и амнистированных подтверждают, что в камерах пытают заключенных. Одним из изощренных видов пыток мы считаем практику вызова родственников, якобы на свидания с задержанными, где туркменские полицейские заставляют членов семьи смотреть как избивают их отца, брата или родственника. Некоторые освобожденные подтверждают, что слышали, как в соседних камерах пытали их близких. Это совершенно бесчеловечный и незаконный способ получения показаний от свидетелей.

На все требования международного сообщества открыто разъяснить сложившуюся ситуацию, подтвердить или опровергнуть факты смерти заключенных, Ниязов цинично и лицемерно заявляет, что в стране права граждан не нарушаются. Туркменский Хельсинкский Фонд уверен, что все вышеперечисленные сообщения о пытках соответствуют действительности и, что государство само замешано в этих преступлениях.

К сожаленью, сообщения о грубейших нарушениях прав человека в местах лишения свободы не прекращаются и принимают все более тревожный характер: в спецслужбах страны продолжаются допросы с пристрастием и использованием психотропных средств к туркменским гражданам. Стало также известно, что ближайших родственников заключенных заставляют давать подписку о неразглашении сведений о физическом состоянии осужденных. Запугивание их родственников может означать только то, что власти боятся обнародования реальных сведений о тяжелом состоянии находящихся в тюрьмах.

Чем характерны пытки в Туркменистане?

1. Допрашиваемых и заключенных просто избивают и калечат (например, Назар Байханов, Аманмухамет и Ораз Иклымовы), при этом приглашают родственников, чтобы тем самым надавить на психику и тех и других (например, сестра Батыра Бердыева, Расул Иклымов и др.) Надевают на голову противогаз и перекрывают поступление воздуха (например, Гулгельды Аннаниязов). Или надевают на голову задержанного целлофановый пакет (например, Сапар Хаджиев и др). Кроме того в набор спецслужб входит подвешивание за руки, выворачивание рук, избиения дубинкой по почкам, голове. Более изощренной пыткой является подключение тока к подмышкам и половым органам подследственного (например, Иклымов Иклым и др). Но все это самое невинное, по сравнению с тем, что стали в дополнение к вышеперечисленным применять в настоящее время;

2. Сейчас допрашиваемым, помимо физических избиений, стали колоть наркотические вещества, для того чтобы они признали себя виновными. Популярной стала практика использования самооговора, вытянутого из допрашиваемого вследствие применения уколов (например, почти все осужденные по “ноябрьским событиям” );

3. Систематически используются психотропные средства для давления на подследственного (например, осужденные по событиям 25 ноября 2002г. и др.);

4. Принуждение родственников инакомыслящих выступать по телевидению и в прессе с отречением от своего близкого (например, сестра Худайберды Оразова, родственники Иклымова, Ханамова и др.) Причем, для достижения этой цели власти не брезгуют угрозами, шантажом и преследованиями в отношении родтвенников и их детей;

5. Только за последний год поступило несколько ужасных сведений о смертельных случаях в туркменских тюрьмах. Например, Какаев Хаит и Ниязов Гурбанмурат скончались от тяжелейших условий пребывания в тюрьме. Парахат Иклымов подтверждает мученическую смерть своего родственника Аманухаммеда Иклымова и брата Ольги Прокофьевой, задержанных после событий 25 ноября 2002 г.

Мы никогда не устанем говорить о том, что условия содержания туркменских заключенных ужасающи. Недавно нам поступила информация, которая еще раз подтвердила прежние наши сообщения. Высокая смертность в туркменских пенитенциарных учреждениях обусловлена не только болезнями и плохим содержанием, но и физическим воздействием. По сообщению из достоверного источника в МВД, начальник департамента “Исправление и наказания” МВД Туркменистана Хайитмурадов Рахман вместе с бригадой ОМОН лично выезжает в места заключения и проводит рейды-избиения тех заключенных, на кого указывает руководство страны. Причем бьют по жизненно важным органам заключенного. После таких рейдов в тюрьмах остается немало тяжелых инвалидов, часты смертные случаи. Истинную причину смерти после рейдов МВД установить невозможно, так как по местным религиозным обычаям вскрытие трупов не производится. Видимо и это является одной из причин высокой смертности в туркменских тюрьмах. Кстати данную информацию подтверждают и бывшие заключенные, а ныне члены оппозиционных движений в своих интервью и сообщениях. Более того, поскольку действия вышеназванного начальника департамента, работающего более 7 лет на этой должности не контролируются, он принимает и выполняет заказы частных лиц на уничтожение, за соответствующее вознаграждение, любого заключенного.

Сведения о высокой смертности в туркменских тюрьмах подтверждает и недавно амнистированный Р.Х. На вопрос какова смертность в тюрьмах он отвечает:“По словам местных врачей в летнее время в среднем 1-2 человека ежедневно.” Эту же информацию подтвердил и медицинский работник одного из пенитенциарных учреждений Туркменистана.

Источник в МВД также рассказал: “Когда приезжает комиссия из Ашхабада, начальник ташаузской женской колонии Авезметов Б. организовывает наиболее привлекательных девочек ( имеется в виду женщин-заключенных из ташаузской тюрьмы) для того, чтобы ублажать начальство”. Только за такую услугу заключенным женщинам могут предоставить работу в местах заключения, более-менее приемлемую камеру, паек и т.д. Более того в конце декабря появилось сообщение о стерилизации туркменских женщин. Это явная дискриминация и вопиющее нарушение прав туркменских женщин!

Что касается амнистии, то под ноябрьскую амнистию в основном подпали только мелкие правонарушители и уголовники. Противники режима, инакомыслящие и те кого власти считают нелояльными к режиму не имеют никакого шанса на досрочное освобождение.

По сообщениям из достоверного источника в МВД Туркменистана, несмотря на выступление Ниязова, обещавшего освободить всех амнистированных заранее ко дню “Гадыр Гиже”, многих выпустили значительно позже. По сообщениям, причиной задержки освобождения амнистированных явились избиения кандидатов на амнистию. Перед тем как отпустить домой амнистированных, их жестоко избивали в тюрьме, требуя никому не рассказывать о том, что с ними происходило в местах заключения. Цель избиений состоит в том, чтобы те лица, которые выходят на свободу по амнистии, держали язык за зубами по поводу того, что они видели в местах заключения. Нужно особо отметить, что теперь избивая законопослушных граждан и заключенных, полицейские чаще стали угрожать и тем и другим применить такие пункты уголовного кодекса как: за недонесение, за «предательство родины», за измену и т.п., по которым лишают свободы на длительные сроки и не распространяется амнистия.

Нередки случаи, когда вследствие негуманного обращения работников спецучреждений с заключенными, амнистированные возвращаются домой со сломанной психикой и подорванным здоровьем.

По нашим сведениям, как минимум, шестерых бывших заключенных перед освобождением из тюрьмы жестоко избили и пригрозили не обращаться в ОБСЕ и другие посольства. Источник из МВД предупредил, что за входной дверью ОБСЕ туркменские спецслужбы ведут наблюдение и любого входящего в него человека берут на учет.

Таким образом, в Туркменистане не только избивают задержанных, подследственных и заключенных, но и изощренным образом пытают. Только поэтому туркменское правительство долгое время не допускает в туркменские тюрьмы независимых наблюдателей и представителей Международного Красного Креста. И не только в тюрьмы, но и в страну.

ТХФ призывает правозащитные организации, ОБСЕ и правительства ведущих государств потребовать от правительства Туркменистана:

· обеспечить защиту граждан от злоупотреблений со стороны правоохранительных органов;

· гарантировать туркменским гражданам соблюдение их прав как на свободе, так и в условиях содержания под стражей;

· прекратить порочную практику избиений, пыток и нечеловеского обращения в отношении задержанных и заключенных;

· открыто подтвердить или опровергнуть факты смертельных случаев в пенитенциарных учреждениях страны;

· привлечь к ответственности всех виновных работников правоохранительных органов в нарушении закона и прав граждан;

· ответственность по нарушениям закона работниками правоохранительных органов возлагать на правительство.

Туркменский Хельсинкский Фонд 22 февраля 2004 г.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.