Туркменистан заявил, что «осуждает расовую дискриминацию и на постоянной основе проводит политику взаимопонимания между народами». Однако представители проживающих в стране национальных меньшинств на протяжении многих лет жалуются на ущемление своих прав по этническому признаку, и на то, что проводимая туркменскими властями политика «туркменизации» резко ограничивает их возможности на получение образования и трудоустройства.
Туркменская делегация принимает участие в работе 110-й сессии Комитета по ликвидации расовой дискриминации, проходящей 7-31 августа в отделении Организации Объединенных Наций в Женеве. Участие туркменской делегации во главе с заместителем министра иностранных дел Туркменистана Вепа Хаджиевым пришлось на 21-22 августа, и накануне её члены выступили с отчётом о выполнении положений Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации. Отчётный период охватывает 2016-2019 годы.
Во состав туркменской делегации на 110-й сессии Комитета по ликвидации расовой дискриминации помимо Хаджиева вошли представители Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Национального института по правам человека.
На первом слушании 21 августа представители Туркменистана, как это обычно бывает на международных форумах, посвящённых правам человека, ограничились общими заявлениями, отсылающими на национальное законодательство.
Было заявлено, что «в вопросах устранения расовой дискриминации Туркменистан исходит из принципов рассматриваемой Конвенции, Дурбанской декларации и Программы действий. На национальном уровне эти принципы поддерживаются и принимаются во внимание, как при совершенствовании законодательства, так и при осуществлении правоприменительной практики».
Но Хаджиев, заявивший о созданных в Туркменистане условий для равноправия этнических групп, не стал упоминать о трудностях, с которыми сталкиваются представители национальных меньшинств, в частности отсутствии возможностей получать образование на родном языке.
Он подчеркнул, что согласно результатам прошлогодней переписи населения, в Туркменистане «проживают представители 61 национальности, численность которых превышает 936 000, что составляет 14 % от общего населения страны». Однако, в подробности того, сколько представителей каждого из 61 национальности проживает в стране замминистра Хаджиев вдаваться не стал. Напомним, туркменские власти утверждают, что общая численность населения по итогам переписи, составила более 7 миллионов человек.
В качестве обоснования проводимых в стране мер по устранению дискриминации по признакам расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений, национальности, пола и происхождения туркменский чиновник перечислил нормативные документы, но снова не стал вдаваться в подробности того, как они реализуются.
Азатлык уже много лет сообщает о проблемах, с которыми сталкиваются проживающие в Туркменистане этнические меньшинства, в том числе трудности в получении паспорта, получении образования и трудоустройстве, лишение культурных прав и многие другие.
Туркменские власти на протяжении многих лет последовательно проводят политику так называемой «туркменизации». В результате, например, этнические узбеки, которые кучно проживают в Дашогузском и Лебапском велаятах, лишаются культурных прав и традиций, например, на свадьбах им запрещают исполнять узбекские песни, требуя петь песни на туркменском языке, надевать на церемонии туркменские национальные костюмы. Кроме того, представителей других этнических групп при получении документов, удостоверяющих личность, заставляют свою национальность указывать, как «туркмен».
В первые годы независимости представители национальных меньшинств, и в том числе узбеки и казахи могли получать образование на родном языке. Но в 2000-х годах они лишились этой возможности.
В Туркменистане проживают представители таких национальностей, как белуджи, татары, русские, армяне, казахи и узбеки. Но, как отмечалось, точных данных об их численности нет.
Власти преследуют активистов, пытающихся привлечь внимание к проблемам этнических меньшинств. В частности, правозащитник Мансур Минглов, который был известен тем, что защищал права белуджей в 2012 году был приговорён к 22 годам тюрьмы. Правозащитные организации считают, что Мингелов был наказан за свою правозащитную деятельность.
На фоне падения уровня жизни в связи с затянувшимся экономическим кризисом и ограничения основных свобод в Туркменистане представители этнических меньшинств начали покидать страну.
Власти Туркменистана и государственные СМИ закрывают глаза на эти проблемы, представители туркменской делегации также не стали раскрывать реальную ситуацию с правами этнических групп.
Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации Туркменистан ратифицировал 23 сентября 1994 года.
Радио Азатлык