Туркмены имеют право создавать ассоциации, вступать в них и эффективно участвовать. Но подавляющее большинстов населения об этом не знает. Потому что, режим не допускает получения гражданами подобной информации. Власть боится свободы ассоциаций, так как в ее основе лежит система сдержек и противовесов. Ей такая система смерти подобна.
Туркменистан остается единственной страной Центральной Азии, с которой у ЕС до сих пор не подписано Соглашение о сотрудничестве и партнерстве.
Независимые правозащитные организации не имеют возможности работать в стране, а многократные запросы экспертов ООН по правам человека игнорируются. Лично наша организация неоднократно выступала на этой трибуне с предложением работать в Туркменистане, а не за рубежом. В этом плане 20 лет режим идет в пропасть по накатанной дорожке.
Для отписки власть позволяет существовать нескольким GONGО. Их представителям иногда позволяется появиться даже на этой площадке. Обратите внимание на их выступления: они бубнят урок, преподнесенный Омбудсменом – мол в Туркменистане все чудесно. На практике, власть широким фронтом наступает на гражданское общество, правозащитники, активисты сталкиваются с непосредственными угрозами их безопасности, их ограничивают в свободе передвижения, запугивают и преследуют за критику незаконных действий государства. Власть дискеридитурет представителей гражданского общества, подвергает деструкции, через Интерпол подает на них сфабрикованные запросы на задержание и депортацию, организует физические нападения, засуживает по поддельным уголовным делам, не прекращает преследование их родственников.
Тревожит то, что собравшиеся здесь, особенно, те кто наделен реальными полномочиями, закрывает глаза на все это. Точно так же закрывали глаза на наши предупреждения о том, что в регионе ОБСЕ на примере Туркменистана обкатывается новый вид псевдодемократии: на бумаге пишется одно, а на практике происходит другое. Результат – кризис в регионе.
В это время немало стран, представители, которых присутствуют в этом зале, отдают предпочтение «тихой дипломатии» с Туркменистаном. Десятилетия такой дипломатии, несмотря ни на какие заверения, показали, что в ее глубине лежат сугубо экономические выгоды от туркменского режима. Что приводит к подавлению ростков демократии, более того, это политика укрепления авторитаризма в Туркменистане.
Таджигуль Бегмедова
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.