Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Шпионы для Туркменбаши.

Шпионы для Туркменбаши.

Не утихает скандал, разгоревшийся после выдвинутых министром национальной безопасности Туркменистана обвинений в шпионаже французского дипломата Энри Томассини, представителя международной организации ОБСЕ Бенжамина Морро, журналистов западных стран: граждан Великобритании Стюарта Николаса Хугха, Люси Эш – “ВВС”, Катрин Бертильер из французской “Galaxe-Presse”, а также внештатного корреспондента туркменского отделения Радио “Свобода“ ("Азатлык") Мурадовой О. и нескольких местных гражданских активистов и их родственников.

Мы не беремся защищать ту или иную сторону, мы лишь хотим логическим путем разобраться в ситуации, при этом используем как официальные туркменские сообщения, так и сообщения других доступных источников.

“В ходе оперативных мероприятий по выявлению преступных связей с разыскиваемыми Туркменистаном и «Интерполом» предателями Родины Н.Ханамовым, Х.Оразовым, С.Ыклымовым, А.Кулиевым, А.Хаджиевым и Т.Бегмедовой – организаторами террористического акта 25 ноября, совершившими также тяжкие экономические преступления, был выявлен 35-летний ашхабадец, бывший учитель географии, а ныне нигде не работающий, имевший судимость за мошенничество. Аннакурбан Аманклычев, который после знакомства с братом и сестрой разыскиваемого А.Хаджиева – Сапардурды Хаджиевым и Огулсапар Мурадовой был вовлечен в преступную деятельность, сопряженную с организацией в Туркменистане подрывной работы и сбором клеветнической информации с целью посеять недовольство среди населения.” *

Сразу после данного высказывания корреспонденты радио “Азатлык” (Туркменская служба радио ”Свобода”) взяли интервью у некоторых членов туркменской оппозиции.

По словам лидера ОПД “Ватан” Оразова Х., он не знаком с упомянутыми людьми и “готов ответить, если туркменские власти докажут обратное. Я живу в одной из Европейских стран и перемещаюсь по Европе без проблем и Интерпол меня не разыскивает”.

Кулиев А. (ОДОТ) также категорически отрицает знакомство с арестованными, как и то, что его разыскивает Интерпол. При этом А.Кулиев добавил: “Я счел бы за честь познакомиться с такими патриотами Туркменистана, которых безосновательно арестовали там”.

Хаджиев А., член ОПД “Ватан”: “Никакой Интерпол меня не только не ищет, а я сам готов предстать перед туркменским правосудием со своими адвокатами, если туркменская сторона готова организовать суд, согласно международным стандартам. О чем я неоднократно заявлял в своих открытых письмах Ниязову”

Проблема в одном, туркменская сторона не только не хочет видеть в Туркменистане адвокатов Хаджиева А., но и его самого. Иными словами, Ниязову не нужна лишняя головная боль, поскольку в Болгарии А. Хаджиев и Бегмедова Т. выиграли все судебные процессы против властей Туркменистана. Бегмедова Т. в интервью “Азатлыку” подтвердила участие наряду с туркменскими активистами в правозащитных семинарах в Донецке (Украина) и Варшаве (Польша). Букалов А. председатель донецкого “Мемориала” рассказал Радио Свободе, что систематически проводит правозащитные семинары, в которых участвовали и туркменские правозащитники. Адам Пырек, руководитель Польского хельсинского фонда по правам человека назвал высказывания министра МНБ “вообще не соотвествующими действительности”.

Есть примечательная фраза в выступлениях официальной прессы Туркменистана: “... после чего А.Аманклычева начинают использовать для целей, преследуемых специальными зарубежными спецслужбами и подрывными центрами”. * Однако туркменский министр, кому приписываются эти слова, не указывает конкретно о каких специальных зарубежных спецслужбах идет речь.

Более того, скорее всего, министр, в силу своей служебной занятости, что ли, вообще не знает какие специальные службы существуют во Франции и Великобритании. Он легко путается в именах и названиях, заблуждаясь в трех соснах. В то же время официальные представители МИДа Франции, как и ОБСЕ, отвергли все обвинения выдвинутые туркменскими властями в адрес их сотрудников.

«Вооруженный специальной техникой для скрытой съемки, А.Аманклычев снимает на видеокамеру все, что, по его мнению, может заинтересовать его хозяев. Так, за имитацию схода недовольных людей выдается скопление торговцев на Текинском базаре. Кроме того, он пытается заснять на видеокамеру места для содержания заключенных, здания военных и правоохранительных учреждений. Однако это ему не удается.» * (Запомните это последнее утверждение!.. – А.К.)

И вот теперь о главном. По сообщению близких к правительству источников, депутатам Европарламента, побывавшим в Ашгабаде с целью изучения ситуации в Туркменистане для последующего заключения торгового соглашения, были показаны некие кадры секретных объектов. Возникает вопрос: каких именно? Если сам министр МНБ говорит: “Однако это ему (А.Аманклычеву – А.К.) не удалось”. Неужели здания мест содержания заключенных, здания военных и правоохранительных учреждений, т.е. МВД, МНБ, МО, находящиеся в центре Ашгабада, являются секретными обьектами?

Здания МВД Франции в Париже, Скотланд-Ярд, МИ-6 в Лондоне, ЦРУ в Ленгли, Пентагона в Вашингтоне наряду с тюрьмой в Гуантанамо, Абу-Грейб, Матросской тишины, ежедневно показываются по всем мировым каналам телевидения, ерунда по сравнению с аналогичными объектами в Туркменистане?

Другое. Если гражданское лицо Аманклычев А. на самом деле проник на секретные военные обьекты МНБ, МВД, МО, то возникает вопрос “С чьей помощью?” Неужели с помощью работников этих же министерств? Реальность такова, что ныне даже перед университетом и обычными институтами есть вооруженная охрана и без пропуска туда не пройти, не говоря уже об административных зданиях указанных ведомств, куда без специальных документов и пропусков путь вовсе закрыт. Так кто же в таком случае из подчиненных Аширмухамедова или других силовых ведомств помогал Аманклычеву? И почему генерал Аширмухамедов не спешит сообщить об этом своему шефу? Да и как его подчиненные, призванные стоять на страже секретов государства, проморгали такой вопиющий факт – проникновение лазутчика “в святая святых”.

“Резюмируя сообщение министра национальной безопасности, Сапармурат Ниязов поручил соответствующим структурам продолжать начатое расследование, придав ему открытость и гласность”. *

Однако прошло уже более трех недель, но ни о какой открытости или гласности, речи не идет. Разве на странно, что официальные туркменские власти хранят молчание, а обвиненные в шпионаже французкий дипломат и представитель ОБСЕ в Ашгабаде, которых Ниязов пригрозил выдворить из страны, так и продолжают свою “шпионскую деятельность” на своих рабочих местах?

В то же время 7 июля организация “Журналисты без границ” совместно с журналстами “Galaxe-Presse” провели пикет у здания посольства Туркменистана во Франции. Анабель Арки руководитель организации рассказала туркменскому отделению Радио Свобода: ”Первый секретарь посольства предварительно дважды подтвердил свое намерение выйти к митингующим и ответить на все интересующие их вопросы”. Но 7 июля с утра сотрудники туркменского посольства заперлись в здании посольства и никак не хотели открывать двери, любопытным французским журналистам, которых всего на всего интересовал один-единственный вопрос: из-за чего разгорелся весь этот сыр-бор? Кому-то скучно стало жить в роскоши и захотелось шпионов на свою голову: хороших и разных?

Митингующие несли плакаты и фотографии Аманклычева и Мурадовой, пели песенку о “Свободе Туркменистана”, но подготовленные к господину послу вопросы так и повисли в воздухе. Может быть, из-за того, что ныне некому в туркменском руководстве отвечать на разумные вопросы?..

* Из сообщения Государственного информационного агентства Туркменистана (TDH)

Ата Киши, независимый журналист.

Агзыбирлик.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.