В последние годы, наконец то, проснулись туркменские активисты. Да, не в самом Туркменистане, а за рубежом, но факт остается фактом. Официальный Ашгабат делает все, чтобы заставить замолчать их голоса. Он преследует их не только за критику, а просто за констатацию трудностей, которые создает туркменская бюрократия.
Мы призываем прекратить преследования правозащитников, журналистов и гражданских активистов, просто граждан, как например Хурсанай Исматуллаеву, которая боролась с увольнением из-за беспредела начальника. Ни профсоюз, ни омбудсмен не помогли ей, а наоборот упекли в тюрьму, сфальсифицировав повод для уголовного обвинения.
Туркменских активистов привлекают к уголовной ответственности за их законную деятельность и осуществление свободы слова. Мурада Душемова, только-только начавшего свою блогерскую деятельность в самом Туркменистане, посадили на 4 года, сфабриковав на него уголовное дело. Точно также власть отправляет на активистов, проживающих за рубежом сфабрикованные запросы, огульно обвиняя в различных уголовных делах. Тревожит то, что страны, куда направляется запрос, принимают за чистую монету эти лже-обвинения. Часто обвинения носят предположительный характер, не подтвержденный никакими фактами. Тексты обвинения основываются на домыслах и предположениях следователей, не подкрепленных ни фактами, ни доказательствами.
В последнее время с подачи властей, активизировались провластные блогеры, которые безнаказанно называют активистов агентами, шпионами, продажными предателями родины. Женщин тут же приписывают в проститутки, в их адрес льется грязная клевета, мат и угрозы уничтожить весь род. Все это весьма негативно отражается на зарождение гражданского общества, которого в самой стране не осталось. Вешать ярлыки на гражданских активистов, блогеров, правозащитников могут все, кому не лень, но поскольку туркменское правосудие не выдерживает никакой критики, механизма, чтобы опротестовать подобное в туркменской действительности не существует.
Если мы не поможем активистам, вносящим большой вклад в зарождающееся туркменское гражданское общество, то Туркменистан еще на несколько десятилетий впадет в пучину средневековья. Нет разницы, где оно начинает зарождаться, в самом Туркменистане или там, где компактно проживают сотни тысяч туркменских граждан за рубежом. Важно, поддержать молодых активистов, стремящихся к демократизации общества.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.