Новый год для туркменских пенсионеров начался с тревожных сообщений: в первые дни января, или Туркменбаши, - именно так теперь в туркменском календаре именуется первый месяц года, - пожилые и люди и старики не получили пенсию. До сих пор ничего подобного практически не случалось, собесы и банки исправно расчитывались с пенсионерами в начале каждого месяца.
Начиная с 9 января ситуация стала постепенно проясняться. Пришедшим за расчетом людям стали выдавать на руки урезанные на 20 процентов суммы, а те, кто получал пенсию в размере менее 500 тысяч манат, и вовсе услышали о том, что отныне им денег не причитается. На недоуменные вопросы пенсионеров банковские служащие только пожимали плечами и адресовали стариков в собес.
На прошедшей неделе во всех эрапских и велаятских центрах были проведены собрания с пенсионерами. Инициаторами выступило министерство социального обеспечения совместно с местными органами власти. Приглашались однако не все желающие, а строго по спискам, дабы недовольные не устроили стихийный митинг.
По рассказам присутствующих на подобных собраниях речь шла о том, что у мусульман-де принято содержать стариков на попечении взрослых детей, а потому все те, кто имел маленькую пенсию, отныне не будет получать ее вовсе – пускай родителей дети содержат. Лишаются пенсии и те, кто имеет стаж работы в колхозе или дайханском объединении не менее пяти лет. Причина сего решения непонятна...
Тема пенсий затмила по твоему накалу и трагизму тему сокращений среди учителей. Старики пребывают в шоке от принимаемых наверху решений. Подавленными остаются одинокие пенсионеры, те, чьи дети живут отдельно или уехали за пределы Туркмении: ходят упорные слухи со ссылкой все на те же собрания, что у таких стариков будут изыматься квартиры, а их самих переселять в дома престарелых. «О вас отныне будет заботиться государство», - ответил на вопрос пенсионерки представитель Минсобеса на одном из собраний в Дашогузском велаяте.
По некоторым данным, в отдельных этрапах Дашогузского и Лебапского велаятов наблюдаются единичные случаи выражения недовольства. Но проявлять его массово люди боятся, ибо среди населения немало добровольных агентов, готовых за небольшие деньги донести «куда надо» на недовольных, да и сами представители спецслужб, переодевшись в штатское, пребывают в местах скопления людей, слушая, кто и каким образом высказывается.
А что же Ниязов? Он никогда открыто не выступает инициатором непопулярных мер. Запустив очередную идею, словно бильярдный шар, он наблюдает за тем, каким будет резонанс в массах. Если идея проскочит – отлично, если нет или Запад станет сильно нажимать, то отдуваться всегда найдется кому. Так было уже не раз, в частности, с дипломами зарубежных вузов, полученными после 1993 года: тихо-тихо спустили на тормозах, замяв громко начатое Минобразованием дело. Теперь вот Минсобес станет козлом отпущения, если не удастся провести в массы идею с лишением тысяч пенсионеров их законных пенсий.
Марьям Идрисова.
«Прима-News»