Юрист из Балканабада Пыгамбергельды Аллабердыев, осужденный 5 сентября 2020 года на 6 лет лишения свободы по сфабрикованному делу о хулиганстве (фактически его арестовали по подозрению в контактах с зарубежными туркменскими активистами), был помилован 10 декабря 2022 года. Незадолго до освобождения 25 ноября 2022 г. к нему в колонию Акдаш приехал сотрудник Министерства национальной безопасности, представившийся как Ораз, и сообщил, что ему в течение пяти лет будет запрещен выезд из страны.
По возвращении домой на вокзале в Балканабаде его ждал участковый Максат Мергенов, который отвез его в городской отдел полиции. Участковый и заместитель начальника полиции Мейлис Агойлыев предупредили его о запрете на выезд за рубеж и о необходимости регулярно отмечаться в полиции. Аллабердыев напомнил, что обе статьи УК, по которым его обвинили (ст.108 ч.2 и 279 ч.3), не предусматривают административный надзор за освобожденными. Надзор устанавливается за рецидивистами и лицами, совершившими тяжкие преступления. Но полицейские сослались на указание сверху. При этом какой-либо документ об ограничении свободы передвижения ему не предоставили. С тех пор Аллабердыев пытается восстановить свои права.
После освобождения он направил десятки заявлений Омбудсмену, в Генеральную прокуратуру, Министерство национальной безопасности, миграционную службу и президенту Туркменистана Сердару Бердымухамедову.
В ответах, полученных из Генеральной прокуратуры и МНБ сообщалось, что его жалоба перенаправлена участковому. В связи с этим Аллабердыев в обращении на имя президента задает вопрос: «Неужели в нашей стране за действия МНБ, миграционной службы и следственных органов теперь отвечает участковый полиции?»
Поскольку на другие обращения ответы не пришли, он написал заявление в Главпочту, в котором указал, что 17 мая отправил письмо Президенту, а 20 июля - Омбудсмену, и просил ответить, дошли ли эти письма до адресатов. После нескольких напоминаний из Главпочты пришел ответ, датированный 29 августа, что якобы «из-за технических проблем письма не дошли до адресата» и отправителю будет возвращена оплаченная за услуги сумма!
14 августа Аллабердыев отправил на этот раз телеграммы Омбудсмену и президенту Туркменистана. Уведомление о вручении телеграммы Омбусмену он получил.
От администрации президента уведомления все еще нет. В этот же день его супруга также направила письмо Президенту. 24 августа Аллабердыев вновь отправил телеграмму на имя Омбудсмена, где описал все перипетии, призывая вмешаться в ситуацию. 29 августа он получил ответ, подписанный Я. Гурбанназаровой, где указано что в компетенцию Омбудсмена на входят описанные им проблемы!? В конце письма ему порекомендовали обращаться в миграционную службу, что он и сделал в очередной раз 19 сентября.
Тем временем административный надзор за Аллабердыевым сохраняется, участковый продолжает отмечать его нахождение по месту регистрации.
В своих заявлениях официальным органам Аллабердыев просит обеспечить его право на свободу передвижения и восстановить на прежней работе или предоставить полноценную замену. На его иждивении находятся несовершеннолетняя дочь, супруга, которой предстоит операция, и ослепший 78-летний отец. У самого Аллабердыева хроническая гипертония, ранее он регулярно ездил лечиться в Иран (сейчас эти поездки невозможны из-за запрета на выезд). Его попытки устроиться на работу юристом после отбытия наказания всюду наталкиваются на отказ. Сейчас он пытается заняться мелким предпринимательством, для этого также нужна свобода передвижения.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.