Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Посол А. Халджанов: Жалобы Непескулиева являются неприемлемыми

logo

Постоянный представитель Туркменистана при отделении ООН в Женеве Атагельды Халджанов назвал гражданского журналиста Сапармамеда Непескулиева, арестованного в 2015 году по ложным обвинениям в хранение препарата трамадол, «психологически неустойчивым, не раз наблюдавшимся» в соответствующих диспансерах человеком. Такое заявление глава туркменской делегации сделал 8 марта в Женеве на рассмотрении Комитетом ООН по правам человека второго периодического доклада Туркменистана о соблюдении Международной конвенции о гражданских и политических правах (МКГПП).

По его словам, С. Непескулиев имел юридическую помощь со стороны коллегии адвокатов г. Балканабада, поэтому его жалобы «являются неприемлемыми». Такой ответ прозвучал на просьбу одного из членов комитета прокомментировать решение Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям. Решение, напомним, было вынесено в конце 2015 года. В нем, в частности, говорилось, что журналист был лишен свободы за мирное осуществление своего права на свободу выражения мнения. Сокамерник С. Непескулиева Ерик Супушев в интервью АНТ говорил, что суд над журналистом был закрытым и что адвоката у него не было.

«Информация о его журналистской деятельности не соответствует действительности», — заявил А. Халджанов, добавив, что для этого «нужно образование и навыки объективно отражать события», которых у Непескулиева нет.

Туркменский дипломат отметил, что во время задержания у С. Непескулиева были обнаружены 26 доз медикамента, хотя ранее власти Туркменистана заявляли, что при нем были обнаружены 44 таблетки трамадола.

Слушание доклада продлилось три часа, два из которых представители Туркменистана потратили на перечисление вновь принятых или обновленных законов. А. Халджанов сообщил, что 3 марта президент направил на рассмотрение парламента три кандидатуры на должность полномочного представителя Туркменистана по правам человека. Имена кандидатов названы не были.

Члены комитета смогли задать вопросы, среди которых, в частности, были вопросы об использовании принудительного труда во время сбора хлопка и задержании отдельных лиц, проводивших независимый мониторинг; о состоянии туркменских тюрем и отсутствии какой-либо информации о лицах, насильственно исчезнувших в застенках – Борисе Шихмурадове и Гулгельды Аннаниязове; о пытках в местах лишения свободы и в тюрьме «Овадан-Депе».

«Тело Наркулы Балтаева весило около 25 килограммов, чем иначе это можно объяснить, если не пыткой голодом?», — спросил один из членов комитета.

Туркменский дипломат не признал использование в стране принудительного труда. А. Халджанов стал перечислять соответствующие статьи конституции и законов Туркменистана, не приемлющие насильственный труд, а также меры поддержки государством сельхозпроизводителей, льготные кредиты и применение инновационных технологий, прочные контакты Международной организации труда (МОТ) с министерством труда и соцзащиты, союзом промышленников и предпринимателей, центром профсоюзов и союзом женщин Туркменистана.

«Правительство не может использовать принудительный труд, это некорректный вопрос», — сказал дипломат.

Завотделом по вопросам демократии и защиты прав человека Туркменского национального института демократии и прав человека при президенте Шемшат Атаджанова заявила, что в Туркменистане исключена возможность декриминализации однополых отношений. «Это противоречит туркменской культуре, менталитету туркменистанцев, который основывается на традиционных принципах семьи, поэтому внесение такого рода изменений в законодательство неприемлемо», — заявила она. Другие вопросы, например, о количестве заключенных и общей вместимости исправительных учреждений, остались без ответа. Посол А. Халджанов отметил, что в колониях проводится капитальный ремонт, государство предоставляет заключенным питание, медобслуживание, предметы личной гигиены и постельное белье. Сотрудники МВД регулярно проходят тренинги, а в колонии регулярно наведываются инспекции.

«В 2015 и 2016 годах от осужденных поступило 23 письменных обращений по поводу их перевода в другие исправительные учреждения по причине неуживчивости или неприязни к другим заключенным, все эти просьбы были удовлетворены», — отметил дипломат.

В заключении члены комитета призвали туркменских чиновников выйти за рамки формализма.

«Ответы были формальными, и они повторялись – мы это уже получали в письменном виде. Для нас права человека это не только положение законодательства, нас интересуют конкретные ответы по указанном делам», — отметили члены комитета. Рассмотрение доклада Туркменистана продолжится завтра с ответов туркменской делегации на поставленные вопросы.

https://habartm.org/archives/6555

Последние новости

Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Преступление в Нукусе и рост влияния каракалпакской оппозиции.
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Ушел из жизни известный казахский писатель Мухтар Магауин
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссия по изучению событий в Каракалпакстане в июле 2022 года
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссии по изучению событий в Каракалпакстане в...
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.