Наш корреспондент в Туркменистане подтверждает информацию, что туркменским правоохранительным органам дано указание на время прохождения 60-й сессии комиссии ООН по правам человека усилить контроль за гражданами страны, особенно за теми кого власти считают потенциально нелояльными режиму. В более ужесточенной форме продолжаются обычные для туркменских властей противоправные действия: подслушивание и отключения телефонов родственников и знакомых лиц, проходивших по делу о покушении на Ниязова, запреты на свидание с осужденными, увольнения с работы инакомыслящих и их родственников и пр.
Ужесточения коснулись и пенитенциарных учреждений. По информации, полученной от источника в силовых структурах республики, в Дашогузской женской колонии появился закрытый барак, обнесенный в три ряда колючей проволокой. Обитателей этого барака выводят на короткую прогулку всего лишь один раз в неделю, причем руководство колонии всячески старается не показывать лиц осужденных. Предполагается, что этими заключенными могут быть женщины (родственники некоторых обвиненных по ноябрьским событиям), в отношении которых были применены репрессии, о чем из-за закрытости страны ранее не сообщалось, либо женщины, осужденные за сфабрикованные уголовные преступления, хотя в их основе лежит нелояльность к режиму.
Коррумпированность, вседозволенность и безнаказанность, опутавшие правоохранительную и судебную системы Туркменистана возмущают не только обыкновенных граждан, но и работников правоохранительных органов. Тот же источник поведал, что в последнее время работники полиции со стажем работы 15-20 лет сами увольняются из органов, т.к. не могут выдержать подобного режима и не согласны с несправедливостью в правоохранительной системе. Руководство МВД пытается насильно удержать их. Есть сведения, что некоторые увольняющиеся грозят вынести творящееся на суд общественности.
Работники полиции в приватной беседе возмущаются тем, что Ниязов избирательно применяет закон к нарушителям закона. Как пример приводится случай с племянником генерального прокурора К. Атаджановой. Комментарий одного из работников МВД:” После декабрьской информации о причастности некоторых родственников К.Атаджановой к наркоторговле и их задержании люди, разумеется, ждали реального рассмотрения дела и публичного разъяснения степени участия самой прокурорши в данном деле, однако до настоящего времени правительство хранит молчание. Теперь же удалось избежать наказания и ее племяннику, подозревавшемуся в этом деле: вначале власти без каких-либо разъяснений освободили его из-под стражи в Авадан-депе, а затем позволили ему безпрепятственно покинуть страну”.
Туркменский Хельсинкский Фонд 9 апреля 2004 г.