Интервью с Аманбаем Сагидуллаевым, лидером оппозиционной партии «Алга Каракалпакстан», проживающим в Норвегии.
Вопрос: В октябре в Варшаве прошла встреча между представителями МИД Узбекистана и каракалпакскими эмигрантами. Об этой встрече очень мало информации. Не могли бы Вы рассказать, что там обсуждалось и изменилось ли что-то за прошедшие два месяца?
Ответ: 14 октября 2025 года в Варшаве во время конференции ОБСЕ по человеческому измерению прошла встреча между представителями МИД Узбекистана и каракалпакского гражданского общества. С нашей стороны участвовали лидеры оппозиционных каракалпакских партий, правозащитники, представители каракалпакских диаспор. Встреча в «Софител» продолжалась около часа. Во время диалога присутствовали также представители ОБСЕ.
Это первый диалог в таком формате со времени распада СССР. Эксперты, журналисты часто спрашивали меня, о чем шел разговор. Но была просьба со стороны Узбекистана не комментировать встречу, не писать о ней в социальных сетях, мол дипломатия «требует тишину», и два месяца мы хранили молчание. Сегодня с учетом отсутствия реальных подвижек со стороны Ташкента, думаю, можно о ней рассказать.
Мы, каракалпаки, четко сказали представителям Узбекистана Рустамову и Сайфуллаеву, что Каракалпакстан – это не Узбекистан, что отношения между Каракалпакстаном и Узбекистаном должны строиться на основе договоров, как указано в Конституциях наших стран. Со времени принятия Конституции Республики Каракалпакстан в 1993 году Узбекистан нарушает права наших граждан, разрушил наше народное хозяйство, превратил Каракалпакстан в колонию Узбекистана… В тюрьмах содержатся около 100 политзаключенных из нашей республики. Мы попросили власти, президента Узбекистана в качестве жеста доброй воли освободить семерых из них. Это лидер каракалпакской нации, адвокат и журналист Даулетмурат Тажимуратов, правозащитники Саадатдин Реймов и Кунградбай Реджепов, бывший чемпион Азии по тэйквандо Нурлан Найыпов, оппозиционер Жумасапар Дадебаев, юристы Оралбай Досназаров и Даулеткелди Надирбаев. Этот список мы передали представителям Узбекистана в Варшаве.
Также с нашей стороны были представлены 5 требований. Эти предло жения - минимальные, направленные на снятие политической напряженности, восстановления конституционных прав граждан Республики Каракалпакстан. И, безусловно, среди них было требование разрешить регистрацию политических партий, представляющих интересы народа Каракалпакстана. Хочу напомнить, что Каракалпакстан – суверенная парламентская республика.
Я озвучил эти предложения как представитель партии «Алга Каракалпакстан».
Летом 2022 года, когда представители диаспоры встретились с сотрудниками посольства Узбекистана в Казахстане, те даже не отправили в Ташкент письменные предложения каракалпаков. Поэтому в Варшаве решили полностью зачитать наш документ. Позже я отправил его на электронную почту представителя МИД Узбекистана Рустамжона Рустамова, адрес которой он передал мне по окончании встречи.
Узбекские дипломаты пообещали сообщить о наших предложениях Ташкенту. Это создало у участников позитивный настрой. Но никаких ответных шагов со стороны Узбекистана с тех пор не последовало.
Недавно в преддверии 35-летия принятия Декларации о суверенитете Республики Каракалпакстан я написал Рустамову, что не пора ли, например, разрешить отмечать в Каракалпакстане день принятия Декларации. Это письмо также осталось без ответа.
До сих пор участники встречи, да и весь каракалпакский народ, ждут от Ташкента ответы на поставленные вопросы.
Отмечу здесь, что важная роль в организации попытки диалога в Варшаве принадлежит Туркменскому Хельсинкскому Фонду по правам человека и мы, каракалпакская делегация, выражаем искреннюю признательность этой правозащитной организации и ее руководителям.
Вопрос: Как Вы упомянули, на днях исполняется 35 лет со дня принятия Декларации о суверенитете Каракалпакстана. Менялось ли что-то в положении Республики Каракалпакстан за эти годы?
Ответ: Когда мы говорим о политической проблеме во взаимоотношениях между Республикой Каракалпакстан и Узбекистаном, безусловно, мы должны вспомнить 1990-е годы, когда в регионе начинался «парад суверенитетов». 14 декабря 1990 года 285 депутатов нашего парламента приняли декларацию о суверенитете. Этот документ имеет историческое значение. Он дает право народу Каракалпакстана жить независимо.
Во времена президентства Каримова наши государственные документы подверглись фальсификации. В конце 1990-х у меня была встреча с бывшим руководителем Каракалпакстана Уббиниязом Аширбековым. В этой встрече участвовал и тогдашний хаким Караузякского района Муратбай Абдиров. Аширбеков рассказал, что Каримов отправлял узбекских чиновников в Казахстан, чтобы задним числом получить подпись на важных государственных документах Турсун Ешимбетовой, возглавлявшей Верховный Совет Каракалпакстана в 1990-1991 гг. По национальности она каракалпачка, но ее муж – казах, и они уехали на постоянное жительство в Кзыл-Ординскую область… Но как бы ни пытались узбекские власти «исправить» нашу историю, Декларация о суверенитете была опубликована центральными изданиями Каракалпакстана в декабре 1990 года на каракалпакском, русском и узбекском языках, эти издания есть в зарубежных библиотеках.
Также Аширбеков рассказал, что в середине 1990-х президент Узбекистана, когда совершал официальные поездки в другие страны, обычно включал в состав делегации представителей Каракалпакстана. Аширбеков побывал с ним в Турции, Казахстане и др. Но к концу 1990-х Ташкент отказался от этой практики.
События июля 2022 года, которые в народе называют «Канлы Саратан» (Кровавый июль), показали, что нынешний руководитель Узбекистана Шавкат Мирзиёев хотел изменить нашу Конституцию, подмять каракалпаков под себя и сделать Каракалпакстан неотъемлемой частью, вилоятом Узбекистана. Это была политическая ошибка президента Узбекистана. Граждане, поверив Мирзиёеву, писали ему письма, делали видеообращения, но Ташкент не хотел считаться с мнением граждан Республики Каракалпакстан, игнорировал их. Это привело к человеческим жертвам. Авторитарный режим Узбекистана незаконно применил оружие против участников митинга. Было много погибших, сотни получили огнестрельные ранения, более 10 тысяч жителей Каракалпакстана арестовали, держали в нечеловеческих условиях, подвергали пыткам. Тюрьмы Каракалпакстана были переполнены, задержанных увозили в соседнюю Хорезмскую область, Бухару, даже в Сурхандарью. Мадияра Оразбаева и Руслана Ибрагимова убили прямо в здании ГОВД Нукуса. Артуру Тулегенову после задержания сломали обе ноги, Саламату Турданову – одну ногу… Женщин таскали за волосы, избивали, насиловали… До сих пор эти преступления не расследованы.
Долгие годы Ташкент запрещал отмечать наши государственные праздники. В 2016-2017 гг., когда каракалпакские активисты выходили на улицы и поднимали наш флаг, флаг Республики Каракалпакстан, сотрудники МВД, выполняя указание Ташкента, отбирали флаги и рвали их. Активизация гражданских протестов дала свой результат. После 2022 года стали разрешать отмечать День флага, День гимна Республики Каракалпакстан, День каракалпакского языка. Правда флагов на праздниках всегда два – наш и узбекистанский. А вот дату принятия нашей Декларации о суверенитете отмечать до сих пор запрещено. Хотя это настоящий национальный праздник для каракалпаков.
На переговорах в Варшаве мы говорили узбекской делегации, что так поступать нельзя, ставка на репрессии ни к чему хорошему не приведет. Если цель - снять напряженность в отношениях между Нукусом и Ташкентом, судьбу Каракалпакстана надо определять в Нукусе. Без вмешательства Ташкента мы могли бы сделать нашу жизнь лучше. Я напомнил, что Каракалпакстан – это не собственность Узбекистана. С конца 19 века мы были в составе Российской империи, затем Советский Союз передал нас в состав Казахстана, затем Узбекистана. Теперь это уже история. Но каракалпаки – это не узбеки. Каракалпаки имеют свою тысячелетнюю историю, свой менталитет, культуру, язык, обычаи, они очень сильно отличаются от узбекских. Об этом я говорил узбекской делегации, что вы не знаете наш менталитет, поэтому совершаете ошибки, Ташкенту пора остановиться.
(продолжение следует)