8 июня группа людей, по оценкам местных наблюдателей, состоящая примерно из пятидесяти человек, собралась около фешенебельного отеля «Огузкент», чтобы выразить протест по поводу сноса их жилья и проинформировать об этом президента.
Место около отеля «Огузкент» было выбрано потому, что в конференц-залах отеля постоянно проводятся мероприятия с участием Гурбангулы Бердымухаммедова.
«Несколько десятков лет назад мы освоили пустующие здесь земли, построили дома, — возмущается один из пикетчиков. — У нас здесь выросли дети и внуки, а теперь земля понадобилась государству».
Участникам протеста не удалось донести свои претензии до руководства страны, так как пикет был разогнан полицейскими.
Жители из южного района туркменской столицы, названного в народе «Нахалстрой», протестовали против решения властей разрушить в рамках реконструкции столицы добротные, по их словам, дома, которые были возведены этом районе в начале 90-х годов прошлого столетия. Сначала здесь строились небольшие халупы, а затем, с развитием инфраструктуры, район разросся, и сейчас там стоят даже двухэтажные кирпичные особняки. По оценкам местных обозревателей, на южной окраине столицы проживает шестая часть жителей Ашхабада.
В конце мая группа жителей «Нахалстроя» даже отважилась сходить в хякимлик, местный орган власти, с претензиями на предстоящий снос их домов. «Собравшимся объяснили в хякимлике, что [в сносе] есть государственная необходимость, там расширяется дорога», — говорит ашхабадский обозреватель.
Согласно законам Туркменистана, имущество может быть отнято принудительно, но владельцам в таком случае полагается компенсация. Закон предписывает решать любые разногласия по поводу компенсации через суд до того, как произойдет снос. В других случаях чиновники отказывают в компенсации на том основании, что документы собственников на имущество не в порядке. Это касается некоторых людей, которые возле существующих законных пристроек возвели дополнительные здания, поскольку большим семьям там было тесно. Особенно уязвимы в этом отношении те, кто не зарегистрировали свое жилье или земельный участок в частную собственность, когда после развала Советского Союза, в начале 90-х годов проходил процесс приватизации.
Многие из протестовавших не имеют официальных документов на свое жилье и поэтому на адекватную компенсацию рассчитывать не могут.
«Когда пришли ломать мой дом, у меня потребовали домовую книгу, которой у меня нет, — плачет местная жительница, поддержавшая протест, — поэтому я останусь на улице без жилья».
Кампания по сносу старого фонда жилья была начата еще во времена правления первого президента Ниязова, известного своим пристрастием к мегапроектам, который перестраивал Ашхабад по своему вкусу и «стирал» с лица земли целые кварталы.
В 2004 году вследствие такой модернизации был снесен поселок Кеши, находящийся в непосредственной близости от столицы, в результате чего из своих домов были выселены 500 семей. Тогда люди протестовали около здания ООН в Ашхабаде, однако затем были помещены под домашний арест и подверглись репрессиям, многие из них были вынуждены арендовать квартиры и переехать жить к родственникам.
Данная статья была подготовлена в рамках проекта «Новостная сводка Центральной Азии», финансируемого фондом National Endowment for Democracy.
Источник :: Институт по освещению войны и мира