Пожизненный президент Туркмении Сапармурад Ниязов в среду впервые пообещал обеспечить международным наблюдателям доступ к заключенным, кроме лиц, осужденных за попытку покушения на его жизнь в ноябре 2002 года.
"Лидер сказал, что нет никаких препятствий для доступа международных организаций в тюрьмы, кроме посещения тех, кто был причастен к событиям 25 ноября", - сказал Рейтер в четверг представитель одной из западных дипломатических миссий, сославшись на слова Ниязова.
Ниязов озвучил свою инициативу в присутствии членов иностранного дипкорпуса, которые по приглашению официальных властей Туркмении в среду наблюдали очередные военные учения близ Ашхабада.
Тема доступа в туркменские тюрьмы приобрела особую остроту после проведения закрытого суда по делу о покушении на жизнь "отца всех туркмен" 25 ноября 2002 года. Кортеж президента, по данным Генпрокуратуры, был обстрелян в центре Ашхабада, когда туркменский глава уже проехал место нападения.
В Туркмении случившееся назвали "террористическим актом", а осужденных за его организацию и исполнение, около 60 человек, - "террористами" и "изменниками родины".
Многие из арестованных получили пожизненное заключение, а главным фигурантом в судебном процессе стал Борис Шихмурадов, занимавший в Туркмении должности вице-премьера, министра иностранных дел, посла в Китае и основавший в эмиграции оппозиционное движение. Его признательные показания, в которых он себя называет "ничтожеством и наркоманом", широко демонстрировались по туркменскому ТВ, что заставило ОБСЕ провести параллель со "сталинскими временами".
ОБСЕ и Госдепартамент США выразили обеспокоенность имеющимися в их распоряжении фактами применения в отношении большинства обвиняемых пыток и медицинских препаратов.
Ашхабад, указывая на "публичные чистосердечные признания", все обвинения отверг. Без внимания остались и рекомендации ОБСЕ по обеспечению доступа независимых экспертов к документам следствия, а сотрудников Красного Креста - к осужденным.
Обратив внимание, что официальное заявление о доступе к заключенным прозвучало впервые, глава представительства ОБСЕ в Ашхабаде Параскива Бадеску отметила определенный прогресс в позиции Туркмении.
"Это позитивный шаг, и этим надо воспользоваться", - сказала он Рейтер в четверг.
После ноябрьских событий в стране были предприняты беспрецедентные превентивные меры: ужесточена регистрация иностранцев, введено повсеместное видеонаблюдение и временно возвращен режим выездных виз, отмененный позже, в начале этого года. К этому списку добавились и ставшие регулярными военные учения.
Последними учебными боями в местечке Келята близ столицы, за которыми в среду наблюдало все руководство страны, дипломаты и журналисты, туркменский лидер остался доволен. У подножия Копетдага, граничащего с Ираном, был разыгран военно-полевой сценарий: мотострелковый батальон, применив зенитно-ракетные установки, штурмовики Су-25 и другую технику, менее чем за час сумел пресечь попытку вооруженного госпереворота.
Завершающим аккордом стал рапорт туркменского офицера, доложившего в микрофон о том, что "воины готовы умереть за Родину, за Народ, за Великого Вождя".
Аккредитованные в Ашхабаде дипломаты, поднимая тост после учений, приветствовали исключительно "оборонительный характер" военной доктрины нейтральной страны.
Рейтер 6 мая 2004 г.